Типичная для Страны Басков фамилия Баленсиага — известный на весь мир модный бренд, при упоминании которого на ум приходят странные аксессуары, футуристическая обувь, скандальная реклама, парижские показы с участием знаменитостей, Канье Уэст в головном уборе, похожем на плотный чулок, и его экс-супруга Ким Кардашьян, обернутая сигнальной лентой в логотипах вместо одежды.
Кристиан Диор окрестил Кристобаля Баленсиагу «лучшим мастером» среди дизайнеров, Юбер де Живанши величал мэтра «архитектором высокой моды», а нещедрая на комплименты Коко Шанель признавала «единственным настоящим кутюрье». В чем же феномен Кристобаля Баленсиаги, короля кутюра, которым восхищались небожители высокой моды и чьи наряды носили богатейшие женщины и венценосные особы?
Талантливый портной с бискайского побережья
Кристобаль Баленсиага Эйсагирре родился 21 января 1895 года в городе Гетария на берегу Бискайского залива в семье рыбака и швеи. Впрочем, отец мальчика к тому времени был уважаемым членом местного сообщества: он дважды избирался в мэры городка, а в 1901-м стал капитаном принадлежавшего властям судна, которое патрулировало побережье и обслуживало королевскую семью. Мать будущего кутюрье славилась искусным шитьем — среди ее клиенток водились зажиточные и знатные персоны.
Когда Кристобалю было 11 лет, отец скоропостижно скончался от кровоизлияния в мозг, и мальчик стал помогать матери в работе, попутно взяв на себя заботу о сестре и брате. Семья для него всегда была приоритетом номер один, он поддерживал родных на протяжении всей жизни.
Ключевую роль в профессиональном становлении Баленсиаги сыграла постоянная заказчица его матери — маркиза де Каса Торрес. Она отметила талант мальчика, познакомила его с произведениями французских домов моды и позволяла изучать ее роскошный гардероб. В 12 лет Кристобаль сшил первое платье — его творение убедило маркизу, что юного портного ждет большое будущее. В 1907 году покровительница отправила Баленсиагу учиться в известное ателье Casa Gómez в городе Сан-Себастьян. Умелый юноша быстро заслужил репутацию мастера, который умеет не только шить и кроить, но и рисовать эскизы новых моделей.
В 1919 году Баленсиага открыл свой первый бутик в Сан-Себастьяне, а через год — в Мадриде и Барселоне. Одежду молодого дизайнера покупали самые требовательные модницы Испании, аристократы и члены королевской семьи. Начав карьеру в модной индустрии, Кристобаль неоднократно наведывался в Париж. Чтобы освоить тонкости пошива изысканной одежды, Баленсиага скупал платья от Мадлен Вионне, Луизы Буланже и Коко Шанель, в ту пору только начинавшей свой творческий путь.
Он тогда и не догадывался, что лично познакомится с Коко, пронесет эту дружбу через всю жизнь и получит от знаменитой Мадемуазель комплимент, о котором мечтает каждый кутюрье: «Из всех нас лишь Баленсиага умеет по-настоящему шить и кроить. Он — кутюрье в прямом смысле слова, все остальные — просто модельеры».
Кутюрье на экране
Выход мини-сериала «Кристобаль Баленсиага» (Cristóbal Balenciaga) в январе 2024 года лишний раз подчеркивает выдающиеся заслуги испанского дизайнера, творческий путь которого неоднократно описывался в книгах и документальных фильмах.
Сериал, в котором роль Баленсиаги исполнил испанский актер Альберто Сан Хуан, начинается с ключевого эпизода биографии кутюрье — его переезда в Париж в 1937 году с целью открыть свой модный дом, чтобы занять достойное место среди именитых дизайнеров. Кстати, для этого сериала художник по костюмам Бина Дайгелер воссоздала 80 самых знаковых шедевров Баленсиаги.
Испанский стиль в Париже
В 1936-м в Испании вспыхнула гражданская война. Баленсиага закрыл бутики и покинул страну. Он попытался осесть в Лондоне, однако британская публика не разглядела его таланта. В 1937 году Кристобаль переехал в Париж, вдохновленный идеей основать собственный дом моды и достичь уровня Коко Шанель, Кристиана Диора и Эльзы Скиапарелли. Когда Баленсиага открыл бутик на улице Георга V, ему было 42 года.
В ранних работах парижского периода Баленсиаги заметно, что он черпал вдохновение в культурной самобытности своей родины, живописи Сурбарана, Веласкеса, Гойи, национальных костюмах, адаптируя их для современниц. Любимый испанками черный цвет оставался доминирующим в его творчестве: в каждой из выпущенных им 93 коллекций было черное платье, которое модельер лично кроил и шил.
После первого показа дома Balenciaga издание Daily Express назвало Кристобаля «молодым испанцем, устроившим революцию в моде», а главный редактор Harper’s Bazaar и Vogue Диана Вриланд отметила: «Он принес в Париж стиль Испании».
С успешным дебютом Баленсиага крепко влюбил в себя самых взыскательных модников и начал одевать самую звездную и привередливую публику, в том числе Элену Рубинштейн, Мону фон Бисмарк, Дэйзи Феллоуз, Грейс Келли, Уоллис Симпсон и Марлен Дитрих. Платьями дома Balenciaga были очарованы героини романов Ремарка, а в реальной жизни во время Второй мировой войны его творения вывозились контрабандой из оккупированного немцами Парижа — ничто не могло остановить его преданных поклонниц.
Изобретательный дирижер от моды
Конец 1940-х и 1950-е историки моды называют «эрой Баленсиаги». Его работы воплощали противоположность нарочито женственному и элегантному стилю New Look Кристиана Диора, предлагая женщинам свободный силуэт и акцент на широких плечах. «Высокая мода подобна оркестру, где дирижером выступает Баленсиага. Другие кутюрье — это музыканты, подчиняющиеся его палочке», — говорил сам Диор о коллекциях Баленсиаги.
Платья из коллекции Кристобаля Баленсиаги 1940 года
Он вошел в историю моды как мастер игры на контрастах — в цветах, тканях, формах, силуэтах. Модельер первым отказался от кринолинов и подкладок, отважился на декольтированную спину, узкий I-силуэт, изобрел «браслетные рукава» в три четверти, блузы без воротников, юбки-баллоны, пальто-каре, свободные жакеты и накидки с огромными капюшонами, платья-трапеции, шляпы-коробочки, полупальто без пуговиц и воротника, жакеты с объемными спинками, рубашечный крой рукава платья… В общем, он создал все то, без чего невозможно представить современную моду.
Баленсиага предпочитал работать с плотной, жесткой тканью, которая придавала его творениям сходство со скульптурами. В 1945 году он внедрил в женскую одежду квадратные плечи, в 1951-м — модели с открытыми шеей и плечами, а в 1957-м придумал платье-мешок, многократно скопированное другими дизайнерами.
Закрепив за собой репутацию новатора, Баленсиага продолжал экспериментировать с формой и динамичными принтами. С его легкой руки в моду вошли платье-туника, платье «с хвостом павлина», платья baby doll, пальто-кимоно, пышные рукава и пальто-кокон («пальто Грейс Келли»). Все перечисленные модели нашли отражение в коллекции Empire Line 1959 года, которую называют кульминацией творчества дизайнера. За новаторство и вклад в индустрию моды Кристобаль Баленсиага стал кавалером ордена Почетного легиона.
В работе Баленсиага был категорически принципиален и отличался редким перфекционизмом. Его клиентки не получали скидок. Увидев мельком неидеальный шов на рукаве, он мог вырвать вещь у упаковщицы и тут же начать ее переделывать. «Кутюрье должен быть архитектором в эскизах, скульптором в форме, художником в цвете, музыкантом в гармонии и философом в стиле», — говорил мэтр.
Затворник, без которого мода не будет прежней
В конце 1960-х Кристобаль Баленсиага, пытаясь адаптироваться к происходящим в экономике изменениям, позволил американским компаниям снимать копии с его моделей. С подачи славивших его голливудских звезд верными покупателями Баленсиаги стали многие богатые американцы. Однако посетив швейную фабрику в Нью-Джерси, модельер убедился, что его не устраивает машинное производство, и отказался от «унизительного» перехода от создания образцов высокой моды к пошиву готовой одежды.
Выставка в Мадриде, приуроченная к выходу сериала «Кристобаль Баленсиага»
Баленсиага по натуре был затворником: он практически не появлялся на публике, отказывался от интервью, не выходил на поклон к зрителям, запрещал журналистам посещать показы. На седьмом десятке лет здоровье кутюрье пошатнулось, но он продолжал творить, хотя и не был доволен последними заказами.
В 1968 году Баленсиага разработал форму для стюардесс авиакомпании Air France, но опыт вышел неудачным: бортпроводницы жаловались, что, форменные пиджаки некрасиво задираются, когда они закидывают чемоданы пассажиров на багажные полки. «Ну, Кристобаль, ты же всю жизнь шил платья для женщин, которым не нужно поднимать руки», — утешает помощник расстроенного дизайнера в сериале «Кристобаль Баленсиага», и по лицу героя заметно, что все это массовое прет-а-порте для него — стресс и позор.
В том же 1968-м Баленсиага резко оборвал свою карьеру, закрыв бутики и ателье в Париже, Сан-Себастьяне и Мадриде и не сообщив о своем решении четырем сотням сотрудников и преданным клиентам. Кристобаль собирался купить дом в Валенсии, чтобы провести оставшиеся годы в родной Испании за изучением ее истории. Но судьба распорядилась иначе — 23 марта 1972 года 77-летний Баленсиага скончался от сердечного приступа.
«Баленсиага умер, и мода никогда не будет прежней», — прокомментировал кончину маэстро обозреватель London Evening Standard Сэм Уайт.
Возрождение бренда
После смерти Баленсиаги бренд пребывал в коме долгие 14 лет, пока его не выкупила французская компания Jacques Bogart SA. Креативным директором назначили французского стилиста Мишеля Гомá, который в течение пяти лет выпускал коллекции прет-а-порте под именем Le Dix. В 1992 году Гома сменил голландец Джозеф Тимистер, вернувший бренду высокий статус, а в 1997-м у руля компании встал Николя Жескьер. Это удачное назначение окончательно изменило судьбу Balenciaga — былой престиж был восстановлен.
О Balenciaga вновь заговорила пресса. В 2001 году дом моды выкупил холдинг Gucci Group (ныне — Kering), поставив задачу сделать бизнес более прибыльным. В 2013 году на место Николя Жескьера был назначен Александр Вэнг, а спустя два года бренд возглавил молодой грузинский дизайнер Демна Гвасалия. Его коллекции имеют мало общего с творениями Баленсиаги, ориентированными на аристократичную публику, но с тем же успехом удивляют новыми формами и нестандартными сочетаниями. Летом 2021 года на Неделе высокой моды в Париже бренд Balenciaga представил кутюрную коллекцию, которых не выпускали с закрытия ателье в 1968 году.
В 2022 году репутация Balenciaga пострадала из-за нелепой рекламной кампании с детьми и совсем не детскими игрушками, но вскоре об этой истории забыли. В феврале 2024-го амбассадором бренда вновь стала королева соцсетей Ким Кардашьян, а коллекции, представленные на зимних неделях моды, наглядно подтверждают, что дело Кристобаля Баленсиаги живет и процветает, раскрываясь в креативных творениях талантливого бунтаря Демны Гвасалия.