Открыт 4-й вид, который использует имена. Раньше мы знали это о слонах, дельфинах и самих себе

Аналог имен обнаружили в речи еще одного вида на этой планете

17 сентября 2024Обсудить
Legion Media

Исследователи из Центра наук о мозге Еврейского университета Иерусалима впервые обнаружили у нечеловеческих приматов способность называть друг друга по имени. Еще недавно это считалось исключительно умением людей, затем вокализации для обозначения друг друга были замечены у слонов и дельфинов. Теперь в ряды социальных животных с высокоразвитой когнитивной способностью попали мартышки — обыкновенные игрунки (Callithrix jacchus). Эксперимент также показал, что они учатся этому в своей семье. Результаты опубликованы в журнале Science.

Хотя нечеловеческие приматы считаются самой эволюционно близкой нам группой животных, до сих пор у них не подтверждалась такое когнитивное умение, как обращение друг к другу по имени, характерное для людей. Новое исследование разрушает это представление открытием такого «дара» у маленьких мартышек.

Обыкновенные игрунки — это южноамериканские приматы около 18 сантиметров в длину, прыгающие по деревьям, как белки. Наблюдая за ними, команда решила провести несколько экспериментов. Сначала они оставляли обезьянок общаться в одной комнате и записывали их «разговоры». Анализ записей показал, что они используют специальные голосовые сигналы — свистящие звуки, но самое важное то, что эти сигналы разные при обращении к разным сородичам.

Как проводили исследование

Чтобы подтвердить свои догадки, ученые разделили мартышек перегородкой, чтобы они слышали, но не видели друг друга. И обнаружили, что игрунки продолжали общаться и снова использовали конкретный звук для определенной особи по ту сторону барьера. Так, как будто этот звук был ей присвоен — что равносильно использованию имен у людей. Кроме того, они узнавали свои звуки и лучше реагировали, когда к ним обращались по имени.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://elsc.huji.ac.il/people-directory/faculty-members/david-omer/">Дэвид Омер</a></p>

«Открытие подчеркивает сложность социального общения мартышек. Эти специфические крики используются не только для самолокализации, как считалось ранее. Мартышки используют их, чтобы пометить конкретных особей и обратиться к ним».

Также результаты показали, что внутри одной семьи мартышки используют похожие вокализации-имена, а все члены семьи разговаривают с определенными особенностями. По словам ученых, это напоминает диалекты или говор у людей в разных регионах, отдельных деревнях, социальных группах. Стало быть, игрунки учатся у других членов семьи и этому говору, и кодированию имен внутри своего сообщества. Попавшие в группу не кровные родственники тоже обучаются особенностям «местной речи».

Зачем мартышкам имена

Legion Media

Эксперты предполагают, что эта сложная когнитивная способность развилась у мартышек в результате жизни в густых тропических лесах, где издалека друг друга сложно разглядеть. Чтобы оставаться на связи, обезьянки зовут друг друга именами. Это помогает сохранять сплоченность в семьях игрунок.

«Они живут небольшими моногамными семейными группами и вместе заботятся о своих детенышах, совсем как люди. Эти сходства предполагают, что они столкнулись с эволюционными социальными проблемами, сопоставимыми с теми, что были у наших ранних „долингвистических“ предков. Что, возможно, привело к разработке схожих методов общения», — объяснили авторы исследования.

Дальнейшее наблюдение за обезьянами может рассказать много нового о том, как эволюционировал человеческий язык. Ведь не просто так люди во время одного эксперимента поняли 50% жестов шимпанзе.