Открыт 47-й способ различать типы крови у людей: что это значит для медицины?

Наше знание о крови далеко не ограничивается тем, что она бывает, например, «первой положительной» — все намного сложнее

18 сентября 2024Обсудить
Открыт 47-й способ различать типы крови у людей: что это значит для медицины?

По признанию ученых, это была одна из главных загадок медицины за предыдущие пятьдесят лет, и многие из них посвятили ее разгадыванию всю свою карьеру. Авторы новой работы выяснили генетические основы таинственного антигена AnWj и установили новую систему групп крови MAL. Открытие совершила команда из Бристольского университета, Службы крови и трансплантологии и Международной лаборатории групп крови Национальной службы здравоохранения Великобритании. Теперь медикам будет легче выявлять и лечить пациентов с редкими аномалиями антигена. Исследование вскоре будет опубликовано в журнале Американского общества гематологии Blood.

Как различают разные типы крови у людей

Группы крови отличаются по наличию и отсутствию в них поверхностных маркеров — антигенов, которые содержатся в эритроцитах. На этом принципе основаны все системы для определения групп крови. Про две из них знает каждый человек — это системы АВО (с I, II, III и IV группами) и Rh (резус-фактор). Однако всего до недавнего времени было известно 46 систем групп крови, основанных на более чем 360 признанных антигенах. И новое открытие установило 47-ю, в которой группы классифицируются по антигену AnWj.

Антиген AnWj и белок MAL

Это тоже поверхностный маркер, который сам по себе известен давно — с 1972 года, а вот его генетическая основа до сих пор оставалась тайной. Почему ученые старались разобраться в этом вопросе и зачем вообще открывать такое количество систем для групп крови? Эксперты поясняют, что кровь намного сложнее и не ограничивается парой антигенов. Поэтому, сопоставляя ее по разным группам, можно точнее определить особенности и в результате научиться спасать больше жизней.

Предыдущие исследования показали: если AnWj-отрицательный пациент получит кровь AnWj-положительного, переливание может стать опасным, реакция организма будет плохой. Поэтому многие ученые пытались разобраться, какой белок отвечает за различия по этому антигену, чтобы научиться определять его группы.

Наконец, авторам нового исследования удалось выяснить, что AnWj переносится белком MAL. Они обнаружили, что у 99,9% людей в эритроцитах экспрессируется полный белок MAL, и все они являются AnWj-положительными. Тем временем у очень небольшой группы людей, являющихся AnWj-отрицательными, такого белка в клетках не было: у них в гене MAL, который кодирует одноименный белок, были выявлены делеции — хромосомные перестройки, при которых теряется участок хромосомы. И эта аномалия была связана с передающимся по наследству AnWj-отрицательным фенотипом.

Ученые отмечают, что в большинстве случаев группа крови может быть AnWj-отрицательной из-за гематологических заболеваний и некоторых видов онкологии, которые влияют на экспрессию гена MAL. Но благодаря редкой наследственной форме фенотипа, которая передается генетически, исследователи вышли на белок MAL, что позволило создать систему для этих групп крови.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.researchgate.net/scientific-contributions/Louise-Tilley-2172898440">Луиза Тилли</a></p>

«Генетическая подоплека AnWj была загадкой более 50 лет, и я лично пыталась разгадать ее почти 20 лет своей карьеры. Это представляет собой огромное достижение и кульминацию долгих усилий команды, чтобы внедрить новую систему определения группы крови предложить наилучшее лечение редким, но важным пациентам».

Ученые не исключают, что система классификации позволит выявить больше людей с AnWj-отрицательным фенотипом. Открытие поможет в ближайшем будущем разработать новые тесты генотипирования, чтобы выявлять редкий тип пациентов и наиболее подходящих доноров для них.

Какая группа крови самая редкая и почему, Vokrugsveta.ru разбирался вместе с экспертами в этом материале.