Открыт новый вид птерозавров. Как жили и охотились 5-метровые гиганты?

Новости палеонтологии

14 июня 2024Обсудить
Открыт новый вид птерозавров. Как жили и охотились 5-метровые гиганты?

Представители вида Haliskia peterseni глазами современного художника.

Palaeoart courtesy of Gabriel N. Ugueto / Scientific Reports

В 2021 году австралийские палеонтологи во главе с Кевином Петерсеном нашли на западе штата Квинсленд хорошо сохранившиеся окаменевшие части скелета птерозавра — нижнюю челюсть, кусок верхней челюсти, 43 зуба, позвоночник, ребра, кости обоих крыльев и часть ноги. Это оказался наиболее полный (22%) скелет птерозавра, когда-либо найденный на территории Австралии.

Ученые из Университета Кертин, статья которых опубликована в журнале Scientific Reports, изучили находку и пришли к выводу, что Петерсен и его коллеги нашли крылатого ящера, принадлежащего к ранее неизвестному виду и роду. В честь Петерсена птерозавр получил название Haliskia peterseni.

Палеонтологи определили, что Haliskia peterseni принадлежал к группе Anhangueria — птерозаврам, которые обитали на древнем суперконтиненте Гондвана в меловом периоде, примерно 100 миллионов лет тому назад. Останки этих летающих рептилий находят по всей планете — в Бразилии, Англии, Марокко, Китае, Испании, США, Австралии.

С размахом крыльев, составлявшим примерно 4,6 метра, Haliskia был грозным хищником. Он парил над мелким внутренним морем, покрывавшим в меловом периоде большую часть территории нынешнего штата Квинсленд, и охотился на рыбу и головоногих моллюсков.

Тонкие кости горла и большая нижняя челюсть свидетельствуют о том, что у рептилии был крупный мускулистый язык, который помогал ей захватывать и проглатывать целиком скользкую добычу. Удачной охоте способствовали и острые, загнутые назад зубы, которыми была полна пасть птерозавра.

Что общего у птерозавров с мифической птицей Рух, Vokrugsveta.ru объяснял здесь.