В самом центре Евразийской степи, в поселении Каменный Амбар загадочной синташтинской культуры на южном Урале был найден фрагмент текстиля. В странную тряпочку завернули челюсть взрослой овцы и положили в погребение ребенка. Обряд совершили в начале II тысячелетия до нашей эры.
На фотографиях сканирующего электронного микроскопа хорошо видна лентовидная перекрученная извилистая структура волокна. Оказалось, что ткань была сделана из хлопкового сырья. Откуда степняки, занимавшиеся охотой и скотоводством и не знавшие никаких культурных злаков, взяли «экзотическую» ткань, из которой сегодня во всем мире изготавливают одежду?
Оказалось, что ареал распространения ранних находок хлопкового текстиля может быть очерчен регионами южной и юго-восточной Азии, где в предгорных ареалах равнины Каччи уже в VI тысячелетии до нашей эры существовали условия для успешного возделывания водозависимого Gossypium sp. Другими центрами одомашнивания хлопка могли быть долина Инда и северная Африка.
Благодаря подвижной «пастушеской экономике» различные группы восточно-евразийских степей с эпохи бронзы были связаны с регионами Азии, Алтая, Тянь-Шаня, Китая. Начиная с III тысячелетия до нашей эры многочисленные торговые пути связали Синьцзян, Центральную Азию и регионы, расположенные еще южнее — горные долины Кашмира, Хайбера, Сват в Пакистане.
Благодаря этим маршрутам постепенно формируются трансконтинентальные торговые сети. Из восточных регионов в северную Бактрию в начале II тысячелетия до нашей эры впервые попадает китайский шелк. Из Китая в степные регионы проникает культура проса; из Восточной Азии и южных регионов Центральной Азии — пшеница и ячмень. Так и индийский хлопок в какой-то момент оказался за тысячи километров от Индостана — на Урале.
Может быть, хлопковую «импортную» рубаху на древнем Урале носил пришлый человек? Ведь древние ДНК показывают, что среди населения Каменного Амбара в начале II тысячелетия до нашей эры проживали выходцы из Юго-Восточной Азии. Мы видим, что в хлопковую ткань завернули голову овцы и положили как дар умершему ребенку. Эта традиция — преподнесение голов животных и живым, и мертвым — сохранилась в степном мире и сегодня, несколько тысяч лет спустя.
Исследование проведено при поддержке гранта РНФ № 21-18-00026.