В ответ на вопрос «как дела?» от любящего фразеологизмы собеседника можно услышать выражение «дым пожиже и труба пониже». При этом обычно уточняется, в сравнении с кем дела у него идут не совсем плохо, но явно похуже. Вот только причем тут трубы и дым? Дело в том, что это выражение напрямую связано с историей отечественного пароходостроения.
Детище Чарльза Берда
До 1815 года по Финскому заливу ходили только гребные суда — пассажботы, тратившие на путь из Петербурга до Кронштадта сутки. Тем временем в мире появились первые пароходы, которые превосходили по скорости гребные и парусные суда.
10 декабря 1813 года американский изобретатель Роберт Фултон получил от русского правительства привилегию на постройку парохода. Однако преждевременная смерть помешала американцу осуществить задуманное. Его дело продолжил шотландец Чарльз Берд.
Построенное им 18-метровое судно, именовавшееся пироскафом, было спущено на воду в 1815 году под именем «Елизавета». Пароход получил высокую трубу, основание которой было сложено из кирпича, и расположенные по бокам колеса с лопастями.
Первые испытания «Елизаветы» прошли на пруду у Таврического дворца, а затем на Неве. Ее паровая машина системы Уатта выдавала 4 л. с.
15 ноября (по н. ст.) «Елизавета» отправилась в свой первые рейс в Кронштадт. Пароход добрался туда всего за 3 часа 20 минут, развив скорость в 5 узлов. Но впереди оказалось самое серьезное испытание. В гавани стояла лодка командира кронштадтского порта. Между ней и пароходом на глазах у огромной толпы состоялось состязание на скорость. Лодка периодически перегоняла пароход, однако за пределами гавани ей пришлось уступить — волнение моря не позволило гребцам развить полную скорость, а пароход справлялся с волнами играючи. Обратный путь занял 5 часов 22 минуты, но Берд все равно ликовал — теперь государственные заказы были ему обеспечены.
Вскоре в связи с успешным вводом в строй «Елизаветы» петербуржцев появилась поговорка: «Дела, как у Берда, только труба пониже и дым пожиже». Со временем про Берда забыли, а часть про дым и трубу сохранилась до наших дней.