Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Проявлял нездоровый интерес к месту моей работы». Правда ли, что все гиды в КНДР — агенты спецслужб?

Примеры «подозрительного» поведения экскурсоводов Северной Кореи — рассказывает российский турист

14 февраля 20251
Пхеньян, архивное фото 2012 года | Источник: Getty Images

Пхеньян, архивное фото 2012 года

Источник:
Getty Images

В фильме «Война искусств» (18+) к художникам, приехавшим в КНДР обмениваться опытом, приставили агентов спецслужб, чтобы иностранцы не научили местных артистов западным ценностям и не изобразили чего запрещенного. Это правдивая история, но говорят также, что спецагентов приставляют не только к официальным делегациям, но и к туристическим группам — якобы они маскируются под экскурсоводов, а сами трудятся в органах госбезопасности. Так ли это на самом деле, проверил российский путешественник Максим Голышев.

Перед путешествием россиянин часто слышал, будто в Северной Корее следят за тем, что ты фотографируешь, а при выезде из страны могут попросить показать фотографии и удалить неугодные. В его случае этого не произошло. Да и компрометирующих снимков он не делал. Разве что снял, как трудолюбивые корейцы лопатами отбивают наледь на асфальте (без какой-либо техники!) да сделал селфи на фоне скульптур вождей (такое в стране чучхе не приветствуется, но блогер немного похулиганил и остался незамеченным).

«Работаем в поле с крестьянами»

Никаких проблем из-за этих снимков у Максима не возникло. Зато гид вызывал большие подозрения у группы, в которую попал наш путешественник — туристы считали, что он самый настоящий агент местных спецслужб. Практически каждый свой рассказ он начинал с упоминания одного из руководителей и его вклада в строительство, открытие или реставрацию того или иного места, учреждения или достопримечательности. Такое поведение насторожило туристов, и они записали гида в шпики.

«Информация о том, что лишь один из двух гидов, сопровождающих каждую туристическую группу в Северной Корее, настоящий, а второй является представителем спецслужб, не нова и встречается во многих источниках, — объясняет Максим. — Если бы сам я не слышал ни о чем подобным раньше, то, возможно, и не заметил бы ничего подозрительного. Но на деле же ее подтверждением служило если не все, то многое».

Настораживало туриста то, что «нормальный» гид периодически откровенничала и рассказывала, что в свободное от туристической деятельности время ей нередко приходится работать в поле, помогая крестьянам. Рассуждала она и о дороговизне многих продуктов для жителей страны. А вот второй гид, «подозрительный», таких вольностей себе не позволял и на каждый вопрос выдавал заранее заготовленный ответ.

«Например, про среднюю зарплату в стране в размере $300. Именно эта цифра содержится в рассказах практически всех туристов, посещавших КНДР в последние годы, тогда как ряд источников утверждают, что реальная зарплата в КНДР эквивалентна нескольким долларам, а крестьяне так и вовсе зачастую работают за еду», — объяснил Максим свои подозрения.

«Потом все-таки признал, что спецслужбы существуют»

Кроме того, на острые вопросы этот гид прямых ответов не давал, предпочитая отшучиваться.

«А после нескольких вопросов с моей стороны, которые, наверное, можно было расценить как провокационные, он вдруг начал проявлять нездоровый интерес к месту моей работы, несколько раз попросил сказать ему название, но, так и не запомнив, написал его на руке шариковой ручкой», — отметил Максим.

Более того, когда в последний день тура одна из участниц группы стала интересоваться, как турагентства согласовывают приезд туристов и программу их передвижения со спецслужбами, «подозрительный» принялся нервно смеяться и утверждать, что ни о каких спецслужбах слыхом не слыхивал.

«Потом, вроде как, он все-таки признал, что существуют, но чем конкретно они занимаются, он, естественно, не представляет», — рассказал путешественник.

Финал этого конспирологического детектива случился на прощальном ужине. Произнося тост, «подозрительный» обратился к той самой туристке, что интересовалась его связями со спецслужбами, заверяя ее в том, что это не соответствует истине, и прося нигде не писать о том, что он агент. Даже в шутку. По его словам, из-за таких слов, даже произнесенных в шутку, ему могут понизить зарплату.

В то же время одна россиянка, недавно побывавшая в Северной Корее, говорит, что отели там не хуже турецких, а туристы — VIP-персоны.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения