Археологи Йоркского университета (Великобритания)
Доисторические плоские камни с гравировками диких животных — археологи называют их плакетками — нашел в середине XIX века французский инженер Пеккадо де л'Иль в скальном убежище в Монтастрюке. Их изготовили люди мадленской культуры, которые жили там 12–16 тысяч лет назад. Сегодня пластины хранятся в Британском музее.
Исследователи заметили, что многие из плакеток повреждены огнем: обгорели, потрескались от жара или содержат пепел,
На многих гравюрах были изображены странные животные: будто одно было наложено на другое. Например, были наполовину лошадь — наполовину бизон и «гибрид» серны с оленем.
С помощью программ микроскопии, сканирования, а также виртуального и 3D-моделирования ученые убедились, что пластинки располагались рядом с очагами при плохой освещенности. Всполохи огня в таких условиях делали выгравированные фигурки животных динамичными и «живыми».
Авторы исследования поясняют: человеческий мозг интерпретирует смещение света и тени как движение. А зрение и воображение при скачущем освещении дорисовывают и угадывают знакомые формы.
Ученые показали, как это могло выглядеть, в видеоролике, для которого отсканировали палетки и изобразили танцующее пламя, направленное на рисунки.
Огонь мерцает, и люди видят в такой картинке несколько животных: то одно, то другое, смотря как упадут свет и тень. При этом фигуры должны быть выгравированы определенным образом.
По данным исследования, изображения выполнены разными художниками и с разным уровнем мастерства. Специалисты предполагают, что создание картинок было социальной деятельностью, то есть это можно назвать древним телевидением. Люди каменного века могли собираться вечером у огня и в темноте смотреть эти древние мультфильмы. Такие собрания, вероятно, были важным местом для общения.