30 июня 1971 года в СССР произошла крупнейшая на тот момент катастрофа космического корабля. Космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли при посадке корабля «Союз-11» (позывной «Янтарь»), возвращаясь с орбитальной станции «Салют». В годовщину этой трагедии в Роскосмосе обнародовали переговоры космонавтов Землей и другие архивные материалы.
Станция «Салют» была выведена на орбиту в апреле 1971 года и стала первой в мире орбитальной станцией. Через несколько дней после запуска станции к ней был отправлен корабль «Союз-10» с космонавтами Владимиром Шаталовым, Алексеем Елисеевым и Николаем Рукавишниковым. Однако первый экипаж не смог попасть на станцию из-за проблем со стыковкой «Союза-10» со станцией. Из-за динамических колебаний корабля после механического захвата была нарушена работа рычагов стыковочного узла «Союза», что привело к невозможности герметичной стыковки. Отстыковаться от станции корабль смог через несколько часов, а затем успешно вернулся на Землю.
После этого на станцию было решено отправить корабль «Союз-11». Он прошел доработку с учетом неудачного опыта «Союза-10». В основной экипаж корабля вошли космонавты Алексей Леонов, Валерий Кубасов и Петр Колодин, но на орбиту 6 июня отправился дублирующий экипаж в составе Добровольского (командир корабля), Волкова и Пацаева (бортинженеры). Замена основного экипажа произошла по требованию врачей, которые обнаружили небольшое затемнение в легких Валерия Кубасова за три дня до старта «Союза-11». Это затемнение оказалось аллергией, но спасло Кубасову, Леонову и Колодину жизни.
Все шло по плану
Запуск корабля и полет к станции прошли в штатном режиме. 7 июня «Союз-11» пристыковался к станции «Салют», и вскоре Волков, Добровольский и Пацаев перешли на борт станции, где им предстояло провести рекордные на тот момент три недели. За это время космонавты провели запланированные эксперименты по наблюдению за поведением организма в длительном полете. Часть программы исследований была посвящена фотосъемке Земли и астрономическим наблюдениям, хотя крышка, закрывающая контейнер с основной научной аппаратурой, не открылась.
16 июня космонавты почувствовали на станции запах гари и доложили об этом на Землю. Дело шло к срочной эвакуации экипажа, но после того, как Добровольский отключил часть приборов и перешел на резервный контур энергоснабжения, запах постепенно прошел. Из-за физической усталости Добровольского, Пацаева и Волкова полет был сокращен на сутки, но его программу они выполнили полностью.
29 июня 1971 года космонавты перенесли журналы и материалы исследований на борт «Союза-11», заняли места в корабле и начали расстыковку со станцией.
Стенограмма радиопереговоров:
Земля — позывной «Заря» — ведет сеанс связи с экипажем — позывной «Янтарь» (1 — Георгий Добровольский, 2 — Владислав Волков, 3 — Виктор Пацаев)
3аря: Дать команду на закрытие переходного люка.
Янтарь-2: Даю команду.
3аря: По закрытии переходного люка открыть люк спускаемого аппарата, проверить его еще раз и потом проконтролировать закрытие его.
Янтарь-3: Транспарант «люк-лаз открыт» погас.
3аря: Все понятно. Расстыковку разрешаю.
Янтарь-3: Команда «Расстыковка» подана в 21:25:15.
Янтарь-2: Прошло разделение, прошло разделение… Визуально наблюдаем расхождение. Станция пошла слева от нас, с разворотом.
3аря: Посадка будет происходить за 10 мин до восхода Солнца.
Отстыковка корабля от станции прошла в штатном режиме 29 июня в 21:28 по московскому времени. Через четыре часа была включена система ориентации для направления к Земле, двигатель корабля отработал положенное время. Экипаж продолжал вести переговоры с Землей.
Заря: Как идет ориентация?
Янтарь-2: Мы увидели Землю, увидели!
Заря: Хорошо, не торопись.
Янтарь-2: Начали ориентацию. Справа висит дождь.
Янтарь-2: Здорово летит, красиво!
Янтарь-3: «Заря», я — третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
Заря: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию — ноль-сто восемьдесят градусов.
Янтарь-2: Ноль-сто восемьдесят градусов.
Заря: Правильно поняли.
Янтарь-2: Горит транспарант «Спуск».
Заря: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!
«Завтра встретимся, готовьте коньяк», — сказал Волков напоследок.
Гибель космонавтов
После отделения спускаемого аппарата «Союза-11» от приборного и орбитального отсеков на высоте около 150 километров связь с экипажем прервалась, чего раньше никогда не случалось. Молчание космонавтов вызывало беспокойство, хотя парашютная система сработало штатно, а корабль приземлился в заданном районе. В космосе «Союз-11» провел рекордные 23 дня 18 часов. Поисковая группа нашла корабль, открыла люк и обнаружила Добровольского, Пацаева и Волкова без признаков жизни. Попытки реанимировать космонавтов были тщетными. Врачи пришли к выводу, что экипаж погиб от резкой декомпрессии: у космонавтов лопнули барабанные перепонки, а в их кровеносной системе обнаружились пузырьки воздуха.
Разгерметизация произошла из-за преждевременного открытия одного из двух вентиляционных клапанов после отделения спускаемого отсека корабля. В течение 115 секунд после этого давление внутри корабля упало до 50 мм рт. ст. Комиссия, занимавшаяся расследованием трагедии, пришла к выводу, что клапан открылся из-за ударной волны от срабатывания пиропатронов при отделении «Союза-11» от необитаемых отсеков. Однако две попытки смоделировать эту аварию на Земле не увенчались успехом.
Добровольский, Пацаев и Волков были похоронены в Кремлевской стене. Посмертно им присвоили звания Героев Советского Союза (Волков получил его во второй раз). В честь членов экипажа «Союза-11» названы улицы разных городов, кратеры на Луне и малые планеты. Имена Пацаева, Добровольского и Волкова увековечены на мемориальной табличке, доставленной на Луну американскими астронавтами в 1971 году во время миссии «Аполлон-15».
Космонавтов погубило отсутствие скафандров
Космонавты остались бы живы, если бы находились в корабле в скафандрах с системой жизнеобеспечения. Но к моменту запуска «Союза-11» советские космонавты уже несколько лет летали без скафандров. От них отказались не только из уверенности в надежности кораблей, но и по причине соперничества с США в «лунной гонке»: отказ от скафандров позволил разместить трех человек в изначально одноместном корабле «Восток» (эта версия корабля получила название «Восход»), а затем космонавты летали без спасательных скафандров и на более вместительных «Союзах».
Катастрофа «Союза-11» заставила на 27 месяцев отложить запуски пилотируемых советских кораблей. В конструкцию новых «Союзов» внесли существенные изменения, модифицировав вентиляционные клапаны и установив на них ручную заглушку. В кораблях также было изменено расположение органов управления, чтобы космонавты могли дотянуться до главных кнопок со своих мест.
Главным же нововведением стало создание скафандра «Сокол-К» с системами жизнеобеспечения. Из-за необходимости использования скафандров экипажи «Союзов», начиная с корабля «Союз-12», запущенного в сентябре 1973 года, были сокращены до двух человек до появления корабля «Союз-Т». Модификация скафандра «Сокол-КВ2» используется космонавтами во время запуска и посадки кораблей «Союз» с 1980 года по сей день.