Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

Мир детских (и не только) сказок полон подобных невероятных сюжетов. Но возможно ли на самом деле впасть в оцепенение на столетие и потом в одночасье вернуться к полноценной жизни?

31 августа 2024Обсудить
Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

«Спящая красавица» (1921)

Источник:

John Collier, Public domain, via Wikimedia Commons

Сюжет сказки «Спящая красавица», известный многим по диснеевскому фильму, — не авторский. Судя по всему, ему много тысяч лет. В той или иной литературной обработке он встречается у многих авторов.

Так, Пушкина, написавшего в 1833 году «Сказку о мертвой царевне», вдохновили народные сказания. В этом же контексте можно вспомнить и русскую народную сказку «Волшебное зеркальце», записанную известным фольклористом Афанасьевым почти двести лет назад.

За два года до Пушкина, в 1831 году, свою «Спящую царевну» выпустил Василий Жуковский — в его интерпретации рождение у царицы дочери предсказывает рак. С сюжетом «Спящей красавицы» перекликается и история про Белоснежку и 7 гномов, написанная в 1812 году братьями Гримм. По схожей схеме построена и сказка «Волшебное зеркало» из Восточной Африки, но там вместо 7 богатырей (или гномов) — 10 охотников.

В 1697 году Шарль Перро написал свою «Спящую красавицу», вдохновившись сказкой «Солнце, Луна и Талия», которую итальянец Джамбаттиста Базиле (он известен вам как автор «Рапунцель», «Кота в сапогах» и многих других популярных сказок) опубликовал впервые в 1634 году. История итальянца полна жутких деталей вроде изнасилования спящей принцессы и поедания ее детей. Базиле не скрывал, что основывался при написании на сельском фольклоре, который отличается обилием довольно кровожадных подробностей.

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

Джамбаттиста Базиле (Giambattista Basile) служил при дворе князя стихотворцем и устроителем маскарадов (1641)

Источник:

Wikimedia Commons

Итак, ясно, что мы имеем дело с «бродячим сюжетом». Подобные истории очень устойчивы и остаются в главных своих чертах неизменными на протяжении многовекового путешествия по разным эпохам и странам.

Сюжет о Спящей красавице, она же Мертвая царевна, она же Белоснежка, она же, возможно, древнегреческая Персефона или Прозерпина, примерно такой: у некоего властителя долго нет детей, и в какой-то момент волшебное существо предсказывает рождение ребенка; предсказание сбывается, и на свет появляется долгожданная дочь — конечно же, красавица.

На рождение (или в позднейшей традиции — крестины) приглашают всех окрестных волшебников, чтобы они одарили младенца магическими подарками. Один из магов предсказывает девочке смерть, а другой «смягчает» проклятие и заменяет смерть на долгий сон, который должен быть прерван поцелуем влюбленного юноши.

Для начала стоит определиться, о чем же все-таки идет речь: о теле, сохраняющемся нетленным в течение многих лет после смерти, или же о возможности заснуть на столетия и в какой-то момент как ни в чем ни бывало вновь пробудиться к жизни?

Сказки не рождаются на пустом месте — очень часто в их основе скрыты реальные факты. Столкнувшись с чем-то неизвестным и непонятным, то есть «чудом», люди дают ему закономерное с их точки зрения объяснение и придумывают возможное развитие истории. Что же могло лежать в основе сюжета о пробудившейся от вечного сна девушке? Вот несколько возможных версий.

Версия 1: медовые захоронения

Несколько лет назад, сидя прохладным вечером на караванной стоянке в оазисе Шебека, что в вилайете Таузар на западе Туниса, я смотрел на лежащий на моей ладони небольшой пузырек с прозрачным как слеза драгоценным йеменским пустынным медом, который выменял у знакомого кочевника из народа мразиг.

Но думал не о целебных свойствах меда, а том, что не так далеко отсюда должна находиться так и не найденная до сих пор гробница Александра Македонского — по одной из самых распространенных версий, он был положен в золотой гроб, наполненный медом.

Что мог подумать невежественный современник Александра, увидев через пару месяцев сквозь прозрачную толщу меда властителя Македонии нетленным? Может быть, он подумал, что великий завоеватель просто спит и готов восстать, если будет на то воля богов.

Но такой способ сохранения тел даже по тем временам не был инновацией — на обычай обмазывать медом мертвых указывает еще Геродот: «Покойников вавилоняне погребают в меду, и похоронные обряды у них одинаковые с египетскими».

Секрет в том, что мед имеет весьма низкую влажность, и очень немногие бактерии или микроорганизмы могут выжить в такой среде — она их просто душит. Разложение органики в таких условиях или не происходит, или происходит крайне медленно. Традиция захоронения в янтарном полупрозрачном меду вполне могла лечь в основу сюжета о нетленности тела.

Версия 2: мумификация

Безусловно, египетские мумии на прекрасных девушек из нашей сказки совершенно не похожи и «как живые» точно не выглядят. При мумифицировании из человека вынимались внутренности и мозг, а тело обрабатывалось с использованием химических веществ растительного или животного происхождения. В итоге ткани почти полностью освобождались от воды, и бактериям, обеспечивающим гниение, просто негде было «работать».

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

Мастерская для мумифицирования. Подобную обнаружили в 2016 году в погребальном комплексе Саккаре. Исследователи определили, что в состав бальзамирования входили экзотические ингредиенты, привезенные с другого континента

Источник:

Nikola Nevenov

Благодаря такому бальзамированию тело сохранялось, но представляло довольно грустное зрелище, если, конечно, не находилось под неусыпным надзором специалистов (как в случае с телом Ленина, над стабилизацией состояния которого непрерывно работали ученые).

Однако существует и естественная мумификация: для нее необходим жаркий и сухой воздух, плюс пониженное содержание кислорода. Именно так самомумифицировались тела этрусков, которые были обнаружены при раскопах древнего поселения Тархны в Италии в середине XIX века.

Когда археологи проникли в подземные гробницы возрастом 3 тысячи лет, то увидели, что у некоторых лежащих там воинов хорошо сохранились даже лица. Однако вместе с археологами в захоронение попал кислород, после чего тела этрусков начали быстро распадаться.

Наверняка вам доводилось читать о подобных находках древних захоронений, в которых якобы обнаруживали не тронутые разложением тела. Скорее всего, эти истории основаны ровно на одной находке: в 1485 году в Италии нашли герметично запечатанный гроб, в котором лежала красивая девушка, выглядящая так, словно она не умерла, а заснула. Эта история подкрепляется множеством «свидетельств».

Вот, например, выдержка из дневника Антонио ди Васели: «Сегодня, 19 апреля 1485 года, в Рим пришло известие, что тело, похороненное тысячу лет назад, найдено в усадьбе Санта-Мария-Нова в Кампании, недалеко от Казале-Ротондо. <…> Тело, кажется, покрыто клеевым веществом, смесью мирры и других драгоценных мазей, которые привлекают рои пчел. Тело не повреждено. Волосы длинные и густые; ресницы, глаза, нос и уши безупречны, как и ногти. Зубы белые и идеальные; плоть и язык сохраняют свой естественный цвет».

Похожие показания современников, датированные апрелем 1485 года, собрал в своей книге «Языческий и христианский Рим» известный историк и археолог Родольфо Ланчиани. Но большинство ученых к истории с находкой прекрасной древнеримской девушки относятся весьма скептически и считают, что сохранность ее тела была явно преувеличена.

Так бы эта история и воспринималась до сих пор как исторический курьез, если бы не находка 1964 года — тогда в Риме в районе Гротароссо при раскопке котлована местные жители случайно наткнулись на хорошо сохранившееся тело семилетней девочки. После его исследования ученые установили, что ребенок был забальзамирован в 150–200 годах.

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

Слева фото мумии Гротароссо, сделанное после обнаружения саркофага, справа — спустя время

Источник:

LIQUIDBONEZ, CC BY-SA 2.0, via Flickr

В газетах появилось фото девочки, сделанное сразу после того, как она была обнаружена. Но как же эти фотографии отличаются от той высохшей мумии, которая хранится в музее сейчас! На фото — лицо гораздо больше похоже на изображение ребенка, даже губы пухлые. Но как это возможно?

Исследователи сходятся на том, что, скорее всего, на лицо умершей и забальзамированной девочки была нанесена очень тонкая расписанная красками маска из органического материала, но после того, как произошел контакт со свежим воздухом, она стала стремительно разрушаться, обнажая реальное состояние мумифицированного тела.

Таким же образом и очевидцы в 1485 году могли принять за лицо погребальную маску и решить, что прекрасная девушка, похороненная тысячу лет назад, с момента смерти ничуть не изменилась. Такое зрелище на кого угодно способно произвести сильное впечатление — и породить легенду о нетленной Спящей красавице.

Версия 3: лед и торф

Наверняка вам приходилось слышать об Этци — тело погибшего в Альпах более 5000 лет назад и вмерзшего в лед мужчины случайно обнаружили альпинисты лишь в 1991 году. Правда, верхняя часть тела в момент обнаружения была уже оттаявшей, и Этци был похож именно на мумию, а не на живого человека.

Как показала эта находка, теоретически тело может пролежать не одну тысячу лет замороженным в глыбе льда (ассоциация со сказочным хрустальным гробом довольно очевидная). Таким же образом способна сохранять тело и холодная болотная вода.

Так, в 1950 году в болоте возле датской деревни Толлунд было обнаружено настолько хорошо сохранившееся тело мужчины, что откопавшие его фермеры подумали, что это недавно убитый человек — угадывались даже черты лица. Но, как выяснилось позже, найденный мужчина погиб в 405-380 гг. до н. э.

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

Самый известный и хорошо сохранившийся из «болотных людей» — Толлундский человек. Ученые предполагают, что он мог быть принесен в жертву

Источник:

Ian Dagnall

Вполне допустимо также предположить, что подобные находки могли случаться и раньше, и пораженные люди пересказывали истории о них друг другу, добавляя все более фантастические подробности, что и привело к возникновению бродячего сюжета.

Версия 4: летаргический сон

А может быть, Спящая красавица «впала в летаргический сон»? Обычно таким выражением описывают человека, который не просыпается намного дольше обычного. Однако красивый летаргический сон (в общепринятом его понимании) — выдуманное состояние, он описан только в художественных произведениях.

В основе заблуждения — лингвистическая ошибка. Английское lethargy неверно переводится на русский как «летаргия», но правильный перевод этого слова — «вялость», заторможенность». В реальности человек не может спать годами и при этом не есть, ни пить и не отправлять естественные потребности. Реальная летаргия совсем не похожа на обычный сон.

Эпидемический летаргический энцефалит, также известный как сонная болезнь, считается одним из наиболее странных заболеваний в истории медицины. Впервые его описал в 1917 году австрийский психиатр и невролог Константин фон Экономо. Сильная вспышка сонной болезни случилась в Европе в начале XX века, она затронула миллионы человек, но к середине 1920–х годов пошла на спад.

Однако задолго до этого, в 1673–75 годах, лондонским врачом Сиденхемом были описаны случившиеся в Европе в 1580 году локальные вспышки болезни, симптомы которой весьма напоминали летаргический энцефалит. В 1712–м о них же писали и профессора Тюбингенского университета в Германии.

Страдающий от эпидемического летаргического энцефалита человек впадает в сонное состояние, которое может длиться часами, а то и неделями, и месяцами, но оно прерывается короткими пробуждениями.

Стать основой сюжета о Спящей красавице могло в теории и еще одно заболевание — синдром Клейне-Левина (его еще называют «периодической спячкой»). Он характеризуется повторяющимися периодами сильной сонливости, сопровождается психическими и поведенческими расстройствами и расстройствами памяти.

Обычно приступ такой «спячки» длится около 10 дней. Эпизоды могут повторяться в среднем раз в три месяца в течение многих лет. Это очень редкое заболевание: 1–2 случая на миллион человек.

Теоретически какое-то из этих заболеваний тоже могло бы породить сказочный сюжет, но версия, надо признаться, довольно слабая во всех отношениях — ну что это за Спящая красавица, которая то спит, то не спит, право слово.

Версия 5: анабиоз

Еще одно интересное явление — анабиоз. Даже сам термин кажется подходящим для обоснования версии: он происходит от греческого слова anabíōsis — «возвращение к жизни». В анабиоз могут впадать некоторые живые существа, чтобы выжить при резком ухудшении внешней среды — изменении температуры, влажности, доступа к воде и пище.

При этом такие жизненные процессы, как дыхание и сердцебиение, практически прекращаются, но при возвращении благоприятных условий все функции организма вновь запускаются, и животное возвращается к обычному состоянию.

Почти все земноводные (лягушки и тритоны) в северных широтах впадают в анабиоз, что позволяет им переждать критические температуры и даже достаточно продолжительное время обходиться без кислорода.

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

Впадая в анабиоз, лягушки «укутывают» свои клетки глюкозой, которая замедляет их высыхание в процессе образования льда

Источник:

Werner Schneider / iStock

Но случаи, когда в анабиоз впадали бы теплокровные, науке неизвестны — у них бывает лишь зимняя спячка, во время которой жизненные процессы замедляются гораздо в меньшей степени (например, у медведей в режиме спячки замедляется метаболизм, а пульс падает до 9 ударов в минуту, вместо обычных 50–80).

Наша Спящая красавица явно млекопитающее, а не земноводное, и анабиоз бы закончился для нее быстрой смертью. Так что эта версия также маловероятна.

Правда, в последние годы ученые исследуют возможность применять гипотермический метод в лечении пациентов — по сути он схож с анабиозом. Гипотермия — это аномально низкая температура тела, при которой резко снижается потребность человеческого организма в кислороде.

То есть медики пытаются максимально замедлить все жизненные процессы, сохранив возможность «перезапустить» их через какое-то время. Но пока что каких-то серьезных результатов в этой области достичь не удается.

Версия 6: иносказание

Кажется, из всех ученых ближе всего к разгадке возникновения сюжета о Спящей красавице подошли филологи. Наиболее правдоподобное объяснение можно найти в опубликованной столетие назад книге «Исторические корни волшебной сказки» Владимира Проппа, советского филолога и основоположника сравнительно-типологического метода в фольклористике.

Он видел истоки сюжета в древних племенных обрядах инициации: их участники, преодолевая неудачи, проходили некие испытания и получали в итоге «новый облик» — то есть новый статус в обществе.

Парадокс Спящей красавицы: как мог возникнуть популярный сказочный сюжет об уснувшей принцессе — 6 версий

В сюжете о живущей в «мужском доме» красавице в сказках разных стран где-то фигурируют гномы, где-то — богатыри, где-то — охотники

Источник:

Alexander Zick, Public domain, via Wikimedia Commons

В главе «Красавица в гробу» Пропп предполагает, что в случае бродячего сюжета о вернувшейся к жизни девушке речь идет, скорее всего, о молодых женщинах, живших какое-то время в племенных «мужских домах».

Происходившее в них было тайной, и потому женщину можно было выпустить в «свет» (например, позволить вступить в брак) только после проведения обряда посвящения, который гарантировал сохранение в секрете того, чему она была свидетельницей.

Почти во всех первобытных традициях посвящение — это прохождение через умирание и воскрешение. Временную «смерть» в обрядах вызывали введением под кожу острых предметов или укусом насекомых (не отсюда ли сказочный укол веретеном?), или же отравлением (вспоминаете ядовитое яблоко, проглотив кусочек которого, красавица засыпает смертным сном?).

Подобные ритуалы проводят до сих пор малоконтактные и неконтактные племена, образ жизни которых не отличается от бытия первобытных людей, что позволяет исследователям проводить параллели и находить многие другие корни волшебных сказок.

Фото: WELLCOME COLLECTION; NIKOLA NEVENOV; IAN DAGNALL; ISTOCKPHOTO
Иллюстрация: ALEXANDER ZICK

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения