Пародист и танцор: где и как живет удивительная птица лирохвост

Талантливые лирохвосты вполне могли бы выступать на большой сцене

18 июля 2024Обсудить

Австралия славится своими животными-эндемиками которые давно уже стали ее живыми символами. Пожалуй, самые известные из них — кенгуру и коала. А вот пернатым талисманом континента многие австралийцы вполне заслуженно считают лирохвостов — самых артистичных птиц в мире.

Обыкновенный лирохвост

Menura novaehollandiae

Обыкновенный лирохвост

Album / Florilegius via Legion Media

Класс — птицы
Отряд — воробьинообразные
Семейство — лирохвосты
Род — лирохвосты
Вид обыкновенный лирохвост

Знаменитый писатель и натуралист Джералд Дарелл сравнивал лирохвоста с самкой фазана: окраска скромная, преимущественно коричневая, голова маленькая, глаза крупные, клюв острый, крепкий, крылья короткие. Взрослые особи могут весить более килограмма и достигать в длину метра. Причем самцы заметно крупнее самок.

Отличительной особенностью самцов является роскошный хвост, напоминающий по форме лиру. Это сходство усиливается благодаря тонким перьям, похожим на струны, заполняющим пространство между изогнутыми рулевыми перьями, которые имеют широкие опахала.

Кроме обыкновенного лирохвоста, орнитологи выделяют также альбертова лирохвоста (Menura alberti). Представители этого вида отличаются более скромными размерами и обитают только на небольшой территории в штате Квинсленд.

Непревзойденные артисты

Жить лирохвосты предпочитают во влажных эвкалиптовых лесах Юго-Восточной Австралии и острова Тасмания. Летают неважно, зато очень хорошо бегают, а потому большую часть времени проводят на земле. Впрочем на ночь они обустраиваются на деревьях. С утра вновь спускаются на землю, громко поют, после чего начинают охоту на различных насекомых, улиток, слизней, выковыривая их мощным клювом из почвы и трухлявых пней.

tracielouise via Getty Images

Природа наделила самцов лирохвостов незаурядными артистическими способностями, которыми они пользуются, чтобы завоевать внимание самок. В брачный период кавалеры выбирают поляну, где сооружают из земли холмики — помосты для выступлений. С наступлением утра они поднимаются на сценические площадки и дают настоящие концерты. Представление может начаться с изящных танцевальных па, пируэтов, поклонов, взмахов крыльями, сопровождающимися эффектной демонстрацией раскрытого хвоста.

tracielouise via Getty Images

Периодически к танцору присоединяются один или несколько соперников. Тогда исполнители кружатся, прыгают, бегают по земле, стараясь запугать другу друга и произвести впечатление на самок.

Но в мире лирохвостов одних танцев недостаточно — чтобы завоевать сердце красавицы, нужно обладать великолепными вокальными данными. Вот и сопровождают танцоры свои замысловатые движения сложными ариями, серенадами. Примечательно, что в своих песнях они активно используют репертуар иных пернатых, а заодно подражают жужжанию пилы, шуму ручья и даже щелчкам затвора фотоаппарата. Чем разнообразней песня, тем больше шансов на победу.

Некоторые особи так преуспевают в искусстве вокала, что обходятся на концертах без танцевальных партий. Более того, эти мастера, умело подражая звукам других животных, вводят в заблуждение всех соседей. Известны случаи, когда лирохвосты искусно воспроизводили всевозможные мелодии, сыгранные людьми.

В заботах о потомстве

Покорив сердце дамы, талантливый певец и и танцор покидает ее. Самка же приступает к сооружению гнезда. Для этого она выбирает укромные места в оврагах, распадках. Иногда строит гнездо на дереве, в углублении старого пня, расщелине скалы. В качестве строительного материала использует мох, сухую траву, сучья, листья папоротников. По завершении работ откладывает одно яйцо и насиживает его почти два месяца. В период насиживания птица время от времени покидает гнездо, но укрывает яйцо пухом, чтобы оно не остыло.

Птенец лирохвоста появляется на свет голым, слепым и очень слабым. Мать заботливо согревает его по ночам, прячет в тени крыльев в зной, кормит личинками насекомых. Стремясь отвадить врагов от гнезда, она имитирует крики хищных птиц.

Пародист и танцор: где и как живет удивительная птица лирохвост

Малыш становится более или менее самостоятельным только к девяти неделям. Тогда он начинает выходить из гнезда, учится певческому мастерству у взрослых особей, пытается подражать звукам зверей и птиц, живущих в окрестностях, но остается с матерью еще примерно полгода.

Половой зрелости самцы лирохвостов достигают примерно в возрасте 4-6 лет. Самки созревают чуть раньше. В природе эти замечательные птицы живут до 15 лет. В зоопарках продолжительность их жизни может достигать 20-30 лет. В отличие от некоторых других эндемиков Австралии, лирохвосты пока не считаются вымирающим видом — это позволяет надеяться, что они еще много лет будут давать свои выдающиеся концерты под густым лесным пологом.