Достижение Северного полюса и открытие ранее неизведанных арктических маршрутов было заветной мечтой многих отважных путешественников. В путь они отправлялись по воде, по воздуху и даже под водой. Vokrugsveta.ru кратко рассказывает о нескольких судах которые так или иначе вошли в историю покорения Арктики.
«Эребус» и «Террор»
В 1845 году корабли Королевского флота Великобритании «Эребус» и «Террор» отправились в арктическую экспедицию Арктики под командованием мореплавателя Джона Франклина. Оба — бывшие бомбардирские корабли и, кроме парусов, были оснащены паровыми двигателями. Для плавания среди дрейфующих льдов у «Эребуса» и «Террора» была усилена носовая часть. На кораблях была смонтирована система парового отопления, а запас провизии в трюмах был рассчитан на три года.
Задачей экспедиции был поиск Северо-Западного прохода — пути из Атлантического океана в Тихий среди проливов, разделяющих острова Канадского арктического архипелага, однако все 129 членов экспедиции, включая Франклина, пропали без вести.
Поисковая операция началась только в 1848 году и лишь спустя два года на острове Бичи были обнаружены могилы трех участников похода. Выяснение судьбы остальных членов экспедиции Франклина затянулось на десятилетия, а затонувшие корабли экспедиции были найдены лишь в XXI веке: «Эребус» обнаружили в 2014 году, а «Террор» — в 2016-м.
Судя по имеющимся в распоряжении исследователей находкам, все участники экспедиции погибли в течение нескольких лет после начала похода из-за переохлаждения, голода и болезней. Согласно обнаруженной записке, составленной членами экипажа, корабли оказались скованы льдами у острова Кинг-Уильям, и команда покинула суда. Джон Франклин скончался в июне 1847 года.
«Фрам»
Норвежская трехмачтовая шхуна «Фрам» была спущена на воду в 1892 году. Судно изначально строилось для полярных вод по проекту знаменитого исследователя Фритьофа Нансена. «Корабль должен иметь настолько покатые бока, чтобы напирающие на него льды не получали точки опоры и не могли его раздавить, <…> но выжимали бы его кверху», — описывал Нансен свою идею.
Он также решил сделать судно маленьким для удобства маневрирования. Длина шхуны составляла 39 метров, а ширина — около 11 метров. При этом «Фрам» построили из дерева, хотя к тому времени в судостроении уже активно использовалась сталь. Судно оснастили паровым двигателем, который впоследствии заменили на дизельный, и ветряным электрогенератором.
«Фрам» принимал участие в трех норвежских экспедициях: двух арктических в 1893-1896 и 1898–1902 гг., и одной антарктической в 1910–1912 гг. Судно пережило все три похода, однако серьезно пострадало в последующих плаваниях в умеренных и экваториальных широтах и нуждалось в дорогостоящем ремонте. Средств на него не было, поэтому с судна сняли всё ценное оборудование и вывели из эксплуатации. «Фрам» был реконструирован в 1929–1930 гг., после чего его отбуксировали в Осло, а спустя еще шесть лет превратили в музей, который работает по сей день.
Дирижабли «Норвегия» и «Италия»
Судьбы этих двух итальянских дирижаблей, построенных с разницей в несколько лет, оказались совершенно разными. «Норвегия» весной 1926 года совершила первый подтвержденный пролет над Северным полюсом. Руководили экспедицией норвежец Руаль Амундсен и американец Линкольн Элсуорт, капитаном воздушного судна стал автор его проекта итальянец Умберто Нобиле.
Экспедиция отправилась из Ню-Олессунна на Шпицбергене 11 мая 1926 года. В 01:25 по Гринвичу следующего дня дирижабль достиг Северного полюса, куда были сброшены три флага: норвежский, итальянский и американский. Через два дня «Норвегия» благополучно достигла Аляски, где дирижабль разобрали и отправили в Италию.
Вскоре отношения между Амундсеном и Нобиле испортились, и последний решил повторить полет к Северному полюсу самостоятельно. Он отправился в путь на «Италии» — этот дирижабль, построенный в 1927 году, имел схожую с «Норвегией» конструкцию, но был меньше и тихоходней.
Экспедиция Нобиле стартовала из Милана 15 апреля 1928 года. В начале мая дирижабль прибыл на Шпицберген, откуда Нобиле планировал совершить три отдельных вылета в разные районы Арктики. Первый полет оказался неудачным из-за погодных условий, второй был успешнее: исследователям удалось собрать ценные метеорологические, магнитные и географические данные. Во время третьего вылета «Италия» достигла Северного полюса, где с борта были сброшены итальянский флаг и крест, переданный Папой Римским Пием XI.
Обратно дирижабль возвращался в условиях обледенения и сильного встречного ветра, что привело к его отклонению от курса. Утром 25 мая воздушное судно упало на лед. Нобиле и нескольких его спутников выбросило из гондолы дирижабля, а другие члены экипажа остались на «Италии», которую ветром отнесло на восток. Участники экспедиции выживали в арктических условиях несколько недель, имея в распоряжении лишь четырехместную палатку, которую они перекрасили в красный цвет для заметности, спальный мешок, пистолет, запасную радиостанцию и небольшой запас еды.
3 июня советский радиолюбитель Николай Шмидт с помощью самодельного приемника поймал сигнал бедствия от участников экспедиции. СССР направил на помощь исследователям два ледокола. Свою операцию проводила и Италия: членам экипажа дирижабля удалось передать координаты своего лагеря.
В конце июня на самолете из лагеря был эвакуирован Умберто Нобиле, однако других членов экспедиции вывезти подобным образом не удалось — их лишь в июле спас советский ледокол «Красин». Оставшиеся на «Италии» спутники Нобиле погибли, как и Руаль Амундсен, который пытался отыскать пропавшую экспедицию итальянца на самолете.
Подлодка «Наутилус»
Первая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) «Наутилус» стала и первым в истории судном, которое прошло Северный полюс своим ходом. Эта АПЛ была построена в США в начале 1950-х и стала четвертой американской подлодкой с именем «Наутилус». Судно имело длину 97 метров и водоизмещение более 4000 тонн.
23 июля 1958-го «Наутилус» покинул военно-морскую базу Пёрл-Харбор и взял курс на Берингов пролив. Подлодка погрузилась под воду 1 августа у побережья Аляски, а 3 августа достигла Северного полюса. После этого «Наутилус» продолжал путь под водой еще четыре дня, пока не достиг границы полярных льдов к северо-востоку от Гренландии.
Подлодку вывели из эксплуатации в 1980 году, спустя два года ей присвоили статус национального исторического памятника. В 1986 году «Наутилус», пришвартованный в городе Гротон (штат Коннектикут), был превращен в музей.
Ледокол «Арктика»
Первым морским судном, достигшим Северного полюса в надводном плавании, стал советский атомный ледокол «Арктика», построенный в начале 1970-х годов. На момент спуска на воду это был самый большой в мире ледокол: его длина составляла 148 метров, а ширина — 30 метров.
Поход «Арктики» к полюсу состоялся в 1977 году. Ледокол отправился из Мурманска 9 августа, на его борту находились 200 человек, а среди грузов числились два вертолета, бульдозер, взрывчатка и запас пропитания на восемь месяцев.
По мере приближения к полюсу толщина льда увеличивалась, в некоторых местах она достигала нескольких метров. Ледокол продвигался «ударами взад-вперед» — руководитель экспедиции Тимофей Гуженко впоследствии называл поход через ледяные поля «камнедробилкой».
17 августа «Арктика» достигла заветного полюса, в самой северной точке планеты был водружен флаг СССР. Стоянка продлилась 15 часов, за это время участники экспедиции провели запланированные исследования, проверили состояние ледокола и прошли «кругосветный маршрут» — путь вокруг полюса, пересекающий все меридианы. После этого ледокол благополучно вернулся в Мурманск. Судно эксплуатировали до начала XXI века — в 2008 году «Арктику» списали, а через 10 лет отправили на утилизацию. Сегодня то же имя носит российский атомный ледокол, спущенный на воду в 2016 году.