На лесных опушках и в некоторых городских парках часто можно встретить небольших юрких птичек, немного уступающих по размеру воробьям. Они ловко снуют вверх и вниз по стволам деревьев, при этом почти прижимаются к ним брюшком, словно ползут по коре. Отсюда и пошло их название — поползни.
Удалые крохи
Выражение «мал да удал» вполне характеризует всех поползней, которых в одноименном роду отряда воробьинообразных насчитывается, согласно современной классификации, около 30 видов. Это небольшие птахи с крупной головой и короткой шеей, которые выглядят коренастыми и крепко сбитыми удальцами.
Крылья и хвост у поползней короткие, лапы длинные, очень сильные, вооруженные острыми коготками, благодаря цепкости которых поползни способны перемещаться по вертикальной поверхности вниз головой, висеть в невероятных позах на ветках, совершать различные кульбиты. Акробатические способности поползня когда-то впечатлили великого натуралиста Альфреда Брема:
Впрочем, не все представители рода поползней малы — среди них есть и свой «великан». Это обитающий в Китае и Таиланде гигантский поползень (Sitta magna), достигающие 20 сантиметров в длину. Но его размеры можно назвать крупными только на фоне ближайших родичей.
«Глухие» покорители просторов
Поползни легко освоили огромные просторы Евразии, Северной Африки и Северной Америки. Большинство видов поползней предпочитает жить в лесах, хотя малый и большой скалистые поползни обитают на открытых пространствах среди скал. Кроме того, марокканская популяция обыкновенных поползней выбрала местом своего обитания горы, в то время как их сородичи в Европе занимают лесистые равнины.
Людей эти птахи не избегают, а во время заморозков и бескормицы охотно летят к человеческому жилью. Если поползень долгое время живет рядом с людьми, то он вообще теряет всякий страх перед ними, выпрашивает еду, залетает в форточки, на веранды, берет угощение с рук. Видимо, из-за доверчивости к людям индейцы чероки прозвали поползней «глухими птицами».
Чудесный клюв
Расселиться по разным уголкам планеты и выжить в суровых условиях поползням помогло поистине удивительное приспособление — клюв! У этих птичек он имеет долотовидную форму, отличается остротой и прочностью. Таким «инструментом» удобно долбить кору, вытаскивать из мелких щелей насекомых, семена растений, раскалывать плоды, шелушить шишки, удерживать разные предметы — во всем этом поползни изрядно преуспели.
Они целыми днями обследуют деревья в поисках насекомых, а когда убеждаются, что вся еда под корой и среди крон найдена, перемещаются на землю. И здесь их клюв снова оказывается как нельзя кстати. С его помощью птицы переворачивают листву, извлекают из трещинок в земле всевозможные лакомства. Замечено, что некоторые виды поползней используют орудия труда. К примеру, буроголовый поползень, применяя изогнутую щепу как рычаг, с легкостью колет орехи и расправляется с большими жуками.
Умелые архитекторы
Естественно, обладатели столь замечательных клювов, служащих фактически универсальными инструментами, умеют создавать комфортабельные жилища. Поползням по силам выдолбить дупло, но они предпочитают селиться в естественных дуплах или заброшенных жилищах дятлов. Гнездо сооружают из ветвей, травы, мха.
Если вход в дупло слишком широк, поползни замазывают его глиной. Каролинский поползень, чтобы отогнать паразитов и хищников размазывает у входа ядовитых жуков нарывников, которые источают резкий неприятный запах и отпугивают непрошеных гостей; канадский поползень в тех же целях использует смолу. Скалистые поползни строят из глины гнездо, похожее на флягу или горшок.
После завершения строительных работ поползни приступают к выведению потомства. Самки откладывают до 14 яиц, откуда через 12-18 дней появляются абсолютно беспомощные птенцы. Проходит еще около 20 дней, прежде чем малыши научаться летать. Встав на крыло, они около трех недель могут оставаться с родителями и только потом улетают начинают вести самостоятельную жизнь.
Поползни в большинстве своем моногамны. Живут они в среднем 3-4 года, а при благоприятных условиях доживают и до почтенных 10 лет. Их можно держать в неволе, но лучше, конечно, наблюдать за поползнями в их естественной среде обитания.