Юному жителю Бельгии по имени Лукас в возрасте шести лет поставили страшный диагноз: «диффузная глиома ствола головного мозга (DIPG)». Это очень редкий (примерно 300 случаев в год) и очень агрессивный вид рака мозга, чаще всего поражающий детей в возрасте от пяти до девяти лет. В абсолютном большинстве случаев дети погибают в течение года после постановки диагноза.
Но в случае Лукаса мрачные прогнозы не оправдались — сейчас, семь лет спустя, мальчику исполнилось 13 лет, и он уже пять лет находится в полной ремиссии, в его головном мозге нет никаких признаков раковой опухоли. Он стал первым в мире пациентом, которого удалось вылечить от DIPG.
Когда стало известно о диагнозе, родители перевезли Лукаса из Бельгии во Францию, где он стал одним из первых участников клинических испытаний препарата эверолимус. Это лекарство одобрено в качестве препарата химиотерапии других типов рака, и цель испытаний состояла в том, чтобы изучить его безопасность и эффективность при DIPG.
Лукасу повезло, и он попал в группу, получавшую сам препарат, а не плацебо. С самого начала его организм мощно отреагировал на эверолимус.
По словам доктора Жака Гриля, главы программы по борьбе с раком мозга парижского онкологического центра имени Гюстава Руасси, к изумлению врачей, результаты регулярного сканирования мозга Лукаса в магнитно-резонансном томографе показывали, что вскоре после начала лечения опухоль начала быстро сокращаться, пока совсем не исчезла. Но мальчик на всякий случай продолжал принимать эверолимус еще на протяжении нескольких лет и прекратил его прием только полтора года назад. Сейчас он полностью здоров.
Специалисты пока не знают, почему это произошло, и как случай Лукаса сможет помочь другим детям с DIPG в будущем. Вместе с Лукасом в клинических испытаниях эверолимуса принимали участие еще семь детей, все они выжили, но опухоль исчезла только у него.
Как объясняет доктор Гриль, скорее всего, причина, по которой организм одних детей реагирует на лекарства, а других нет, связана с биологическими особенностями их опухолей. У Лукаса в опухоли оказалась очень редкая генетическая мутация, благодаря которой злокачественные клетки оказались особенно чувствительны к действию эверолимуса.
Сейчас Гриль и его коллеги изучают опухолевые клетки Лукаса с тем, чтобы со временем разработать лекарство, которое бы помогало другим детям с DIPG столь же эффективно, как эверолимус помог Лукасу. Но, предупреждает доктор Гриль, это очень небыстрый процесс, занимающий в среднем 10–15 лет.
Ранее Vokrugsveta.ru рассказывал, как онкобольным могут помочь чернобыльские волки-мутанты.