Питера Артсена называют одним из создателей натюрморта как самостоятельного жанра. «Он, возможно, был изобретателем этого жанра для всего художественного мира постсредневековой Европы», — отмечал нидерландский историк искусства Рейндерт Л. Фалькенбург.
Однако картины Артсена, большую часть которых занимает изображение изобильной снеди, — это все же не натюрморты в чистом виде. На заднем плане происходит действие, рассказывается некая важная история, и тщательно выписанные продукты оказываются ее частью. Передний план, в сущности, занят реквизитом, и действующих лиц из-за него едва видно; такие произведения Артсена называют «перевернутыми натюрмортами».
«Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню»
1551
Доска, масло. 115,6х168,9 см
Находится в Художественном музее Северной Каролины, США
Картина «Мясная лавка со Святым семейством, раздающим милостыню», написана на библейский сюжет о бегстве в Египет: Иосиф и Дева Мария с новорожденным Иисусом спасаются на чужбине, когда царь Ирод решает найти и убить ребенка – будущего Царя Иудейского, согласно пророчеству. На картине Богородица верхом на осле и ее муж едва различимы: художник показывает их где-то вдалеке через окно мясной лавки.
Однако разнообразная снедь на переднем плане фигурирует в новозаветной истории не просто так. Этот апофеоз чревоугодия, с одной стороны, противопоставлен умеренности благочестивого семейства, которое по дороге делится скромными припасами с нищим. С другой – каждый предмет, каждая деталь наделены символическим смыслом, глубже раскрывающим евангельский сюжет. Пища телесная напоминает о пище духовной.
В XVI веке заказчики ценили картины, задававшие темы для благочестивой медитации. А художнику нетривиальное визуальное решение давало новые возможности продемонстрировать свое мастерство. И главное – Артсен показал: предметы, считавшиеся слишком низменной материей, чтобы доминировать в пространстве большой картины, вполне достойны внимания и живописца, и аудитории.
Картина имела успех, о чем свидетельствуют несколько ее копий, созданные Артсеном и его мастерской. «Мясная лавка» была первым из «перевернутых натюрмортов» мастера, и впоследствии этот прием развивали и сам Артсен, и его ученики.
Мясо. Разделанные туши — символ бренности плоти со всеми ее потребностями. Скоромная еда, противопоставленная постной, роскошь для бедняков и услада для чревоугодников, написана сочно. Части мертвых тел, кости, остекленевший взгляд бычьей головы напоминают о неизбежной участи всех смертных.
Рыба. Считается божественным символом, поскольку в греческое слово Ίχθύς, «рыба», складываются первые буквы фразы «Иисус Христос Божий Сын, Спаситель». Чтобы подчеркнуть это, рыбины положены крестом, а две из них находятся под Святым семейством, словно указывая на него. Рыба ассоциируется с постом и благочестивым воздержанием от чревоугодия — по контрасту с мясом, сыром и сливками.
Хлеб и вино. Американский историк искусства Кеннет Крэйг усматривал в соседстве постных кренделей и кувшина для вина с видом на церковь намек на таинство причастия и напоминание о жертве Христа. Изображение бубенчика рядом тоже считал неслучайным, так как в те времена в Нидерландах существовал обычай во время евхаристии на мессе звонить в бубенцы.
Мясник. Как это часто делали в XVI веке, художник изображает библейских персонажей в современной ему одежде и обстановке. Самая крупная фигура — мужчина в красной тунике; судя по ее цвету и по инструментам на поясе, он принадлежит к антверпенской гильдии мясников. Возможно, это намек на заказчиков шедевра.
Устрицы. Как и мидии, символизировали похоть и считались афродизиаками.
Посетители. Шумная компания мужчин и легкомысленных девиц предается плотским радостям. В ожидании выпивки они едят устриц. Пирующие максимально далеки от праведного пути, по которому следует Святое семейство в противоположной части картины.
Туша. В ее очертаниях, расположении полотенца виден намек на распятие, тем более что она висит на том же уровне по горизонтали, на котором в другой части картины написана Дева Мария с Младенцем; богословы считали забитого тельца из евангельской притчи о блудном сыне символом жертвы Христовой. Начало и конец земной жизни Иисуса символически встречаются на картине.
Святое семейство. Даже в пути Дева Мария совершает благочестивое деяние, подавая хлеб нищему ребенку. Кеннет Крэйг увидел в этом намек на причастие и жертву Христа, отсылку к евангельскому: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Пища духовная, дающая вечное спасение, противопоставлена бренной телесной — разделанным тушам на переднем плане.
Церковь. В ее сторону направляются Святое семейство и прихожане. Сквозь нагромождение скоромной еды художник показывает духовный путь, на который выходят те, кто преодолевает мирские соблазны.
Объявление. Текст о продаже участка целиком или по частям, по мнению исследователей, — отсылка к скандалу, случившемуся в Антверпене незадолго до создания картины. Благотворительное учреждение, госпиталь Святой Елизаветы, под давлением городских властей уступило им участок земли, а излишки в результате перепродажи оказались в руках одиозного перекупщика. Еще один конфликт богоугодного и мирского, благотворительности и алчности.
Руки. Эмблема с герба Антверпена может указывать, откуда заказчик. По легенде, в древности на месте города жил великан Друон Антигон, отрубавший руки у тех, кто не платил ему пошлину за проезд по реке. Злодея победил и покарал тем же способом Сальвий Брабон, мифический родственник Юлия Цезаря.
ХУДОЖНИК
Питер Артсен
1508 — родился в Амстердаме в семье чесальщика шерсти.
1535 — ученик голландского художника Алларта Класа, вступил в гильдию живописцев Антверпена.
1542 — женился на Катхелейне Бёккелар, женщине из семьи художников. Трое из детей пары тоже стали живописцами.
1550–е — написал картины «Христос в доме Марфы и Марии», «Кухарка» и прочие — большинство шедевров, в которых важная роль отведена элементам натюрморта.
1566 — алтари его работы в нескольких церквях Нидерландов были уничтожены в ходе протестантского иконоборческого восстания, и художник тяжело переживал утрату.
1575 — умер в Амстердаме.
Фото: NORTH CAROLINA MUSEUM OF ART; RIJKSMUSEUM
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июнь 2023