Корица, инжир, гвоздика, сахарный тростник… Это составляющие пива образца середины XVI века. Его «автор» — монах Джодоко Рике, который ввез в столицу Эквадора Кито пшеницу и ячмень.
Рецепт напитка считался безвозвратно утраченным, но эквадорский биоинженер и наследственный пивовар Хавьер Карвахаль не терял надежды воссоздать его.
В 2008 году, после года поисков, Карвахаль нашел один из старинных бочонков из-под того самого пива. Он хранился в монастыре Святого Франциска в Кито. Сама бочка была, увы, пустой, но ученый изучил под микроскопом небольшую щепку, которую ему разрешили отколоть. И на ней ему удалось найти крошечный образец исторических дрожжей.
То, что происходило дальше, ученый называет интенсивной терапией на молекулярном уровне.
Больше десяти лет у Карвахаля ушло на то, чтобы в лаборатории Католического университета, где он сейчас работает, «воскресить» дрожжи, а также восстановить рецепт того самого пива, которое монах Рике начал варить в 1566 году.
Свой труд пивовар назвал пивной археологией в рамках микробной археологии. Карвахаль изучал множество старинных документов, чтобы восстановить все ингредиенты. И признается, что это было весьма непросто.
«В рецепте было много пробелов, и моя работа заключалась в том, чтобы их заполнить, — говорит ученый. — Мы не только обнаружили биологическое сокровище, но и восстановили 400-летнюю работу по постепенному одомашниванию дрожжей, которые были собраны в местной среде».
Впрочем, вряд ли результат будет похож на напитки, которые предлагают потребителю сегодня. По мнению Карвахаля, францисканцы для создания местного пива использовали дрожжевые культуры, полученные из чичи — ферментированного кукурузного напитка, который варили коренные жители Америки до испанской колонизации.
По материалам издания