«Упорно и точно рисуй каждый атом, — наставлял учеников Павел Филонов. — Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Картины-«формулы» Павла Филонова кажутся похожими на конструктор, пэчворк или мозаики в калейдоскопе. Но сам художник стремился подражать не бездушной конструкции, а живой природе.
Павел Филонов, «Формула весны», 1922–1923 гг.
Холст, масло.
Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Бывший вольнослушатель Академии художеств, Филонов учил для нее немыслимому: идти от частного к общему. Он советовал начинать картину с любой точки, прорабатывая отдельные элементы и постепенно заполняя ими пространство холста, чтобы изображение развивалось, воспроизводя собственные формы, как растительный организм. Недаром в его словаре много терминов и названий, связанных с цветением и ростом.
В этом процессе, однако, не должно быть произвольности: «Случайный неряшливый мазок недопустим в работе». Филонов называл свой метод аналитическим, подразумевая интеллектуальный контроль над творческим процессом и способность изображать на холсте не только явные, но и невидимые глазу стороны объекта и процессы в нем.
С начала 1920-х годов Филонов одну за другой создает картины-«формулы»; в основном это беспредметные композиции. Художник сосредоточивается на невидимой сути изображаемых явлений, которую можно показать только «формою изобретаемою», и придает им вселенский масштаб. Поскольку для Филонова все его творчество, в сущности, было единым развивающимся целым, к отдельным сюжетам он возвращался по несколько раз. «Формула весны» у него тоже не одна; эта версия — самое ранее полотно с таким названием.
Последний вариант этого сюжета, «Формула весны и действующие силы», написанный в 1928–1929 годы, искусствовед Евгений Ковтун назвал «вершинным достижением филоновской беспредметности».
Весна ассоциируется с пробуждением жизненных сил в природе, ростом, движением, и художник не «собирает», а «выращивает» это ощущение из множества абстрактных элементов.
Отчаянные новаторы
Слово «авангард» в переводе с французского означает «передовой отряд». По отношению к русскому искусству первым этот термин употребил художник и критик Александр Бенуа. В 1910 году в рецензии на выставку он разделил всех участников на авангард, центр и арьергард. К центру причислил себя и своих друзей из объединения «Мир искусства».
«Формула весны и действующие силы» 1928–1929
Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге
Размер 250 x 285 см
Техника холст, масло
А авангардом не без иронии назвал группу молодых и чересчур, по его мнению, смелых московских художников во главе с Михаилом Ларионовым. Те в декабре того же года организовали скандальную выставку «Бубновый валет», где публику шокировали работы Натальи Гончаровой, Василия Кандинского, Аристарха Лентулова и других будущих звезд мировой живописи.
В честь этой выставки так же стало называться одно из творческих объединений авангардистов, но оно было не единственным. Течения в эпатажном новом искусстве стремительно множились: футуризм, лучизм, супрематизм, конструктивизм…
Сам термин «авангард», который мог бы охватить весь этот спектр, в те годы забыли на несколько десятилетий. Вспомнили о нем уже в 1950-е благодаря французскому критику Мишелю Сёфору, который назвал так русское искусство начала XX века, после чего термин прижился. Что касается искусства зарубежного, то творчество художников-новаторов в Европе называли так еще в XIX столетии.
5 деталей картины «Формула весны»
1. Единица действия. Филонов работал тонкой кистью с острым концом, и каждое оставленное ею маленькое цветовое пятно он называл единицей действия. Каждая из них — одновременно и форма, и цвет. Из таких единиц, по его мысли, складываются сложные структуры на картине подобно тому, как природа творит из атомов единый организм.
«Одновременная устремленность к предельной атомизации природы и снятие этой дискретности через постоянно проводимую идею прорастания в картине отдельной частицы в целое изображение — характерная особенность художественного метода Филонова», — пишет Евгения Петрова, искусствовед, заместитель директора Русского музея.
Художник интересовался научным прогрессом, биологией, физикой, химией — и творчески перерабатывал прочитанное.
2. Центр. В центре картины — светлое, почти белое пятно. От него разворачиваются и раскручиваются потоки других элементов и структур, словно все движение изменчивого мира картины происходит из единого источника света. Тема развития, эволюции как неотъемлемого свойства Вселенной очень важна для Филонова.
3. Красный. Это праздничный цвет в народной культуре, к которой Филонов относился с большим пиететом, и праздничным он стал именно потому, что это цвет солнца и крови, а значит — символ жизни. Пульсирующий красный «растекается» по пространству картины множеством элементов, словно кровь в сетке кровеносных сосудов, пронизывающих живой организм.
4. Синий. Среди главных средств выразительности, какими Филонову удалось создать «ощущение весеннего ликования природы, живой ее органики» на последнем варианте «Формулы весны», созданной в 1928–1929 гг., искусствовед Евгений Ковтун назвал «прорывы небесной синевы». Это утверждение справедливо также и для версии 1922–1923 года.
5. Контраст. Располагая рядом цветовые пятна теплых и холодных оттенков, постоянно чередуя, умножая эти сочетания, художник добивается эффекта пульсации, вибрации изображения в целом.
ХУДОЖНИК
Павел Филонов
1883 — родился в Москве в семье недавних выходцев из крестьян.
1897 — поселился в Петербурге у замужней старшей сестры.
1897–1901 — учился в художественно-малярных мастерских при Обществе поощрения художеств.
1908–1910 — вольнослушателем посещал Академию художеств.
1912 — путешествовал по Италии и Франции, увлекся готическим искусством.
1914-1915 — первые беспредметные картины в творчестве Филонова «Композиция. Ввод в мировый расцвет» и «Две девочки». «Мировый» — авторский неологизм, означающий «вселенский».
1915 — опубликовал книгу со своими поэмами и иллюстрациями «Пропевень о проросли мировой».
1916–1918 — был на фронте Первой мировой войны. После Февральской революции солдаты избрали его председателем Военно-революционного комитета дивизии.
1919 — выставил цикл из 22 картин «Ввод в мировый расцвет».
1921 — познакомился с соседкой, учительницей английского Екатериной Серебряковой, на которой впоследствии женился.
1927–1930 — руководил творческим объединением «Коллектив мастеров аналитического искусства. Школа Филонова».
1941 — умер в блокадном Ленинграде от истощения.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2024