Если свистит — придется потерять деньги. И если стучит, скрипит, хрустит, скрежещет — тоже. Шутки шутками, а любой посторонний звук во время езды напрягает автомобилиста. Сегодня поговорим о знакомой многим ситуации: из-под капота раздается легкий свист. «Это ремень генератора», — подумает опытный водитель и, скорее всего, будет прав. Vokrugsveta.ru рассказывает, в чем может быть причина и что делать в такой ситуации.
Зачем нужны приводные ремни и какие они бывают
Ремни в автомобиле бывают разные. Есть ремень газораспределительного механизма (ГРМ), за которым, как мы знаем, надо пристально следить и менять вовремя — если его оборвет, это чревато капитальным ремонтом двигателя. Но он свистеть не может, в отличие от ремней, которые передают крутящий момент на генератор, насос охлаждающей жидкости и гидроусилителя и прочее навесное оборудование.
Ремни дополнительных агрегатов, которых в автомобиле может быть несколько, называются приводными. И они действительно могут издавать довольно неприятный свист, который, впрочем, не всегда свидетельствует о поломке.
«Как правило, свистят приводные ремни: генератора, помпы, кондиционера, гидроусилителя руля и так далее. Зачастую это один большой ремень, который приводит в действие всё это вспомогательное оборудование. Бывают разные виды этих ремней. На старых автомобилях чаще встречаются клиновые, а на современных машинах — ручейковые. Клиновые имеют форму клина, в поперечном сечении напоминают трапецию. Они даже чаще свистят, потому что у них площадь прилегания к шкиву меньше. Ручейковые же выглядят как гребеночка, там площадь прилегания больше», — объясняет технический директор сети автосервисов самообслуживания «Антисервис» Евгений Хазов.
Почему свистит ремень генератора
Спровоцировать свист может слабое натяжение ремня. Это первая из возможных причин неприятного звука. Вторая причина — износ резинового ремня. Утратив эластичность, он прилегает к шкиву недостаточно плотно и начинает проскальзывать даже при нормальном натяжении. В этом нет ничего необычного — ремень генератора относится к расходным материалам.
Также причиной свиста может быть загрязнение ремня генератора песком и пылью, которые травмируют резину, либо, что намного хуже, какими-то техническими жидкостями: тормозной, антифризом или моторным маслом, которое убивает ремень стремительно. Если вы увидели масло на ремне, его однозначно нужно менять, предварительно устранив утечку масла.
«Свистит ремень, как правило, в зимнее время при повышенной нагрузке на генератор, которую создают подогрев сидений, обогрев зеркал, заднего стекла, у кого-то обогрев руля еще. Генератор оказывает большое сопротивление ремню, и последний иногда проскальзывает, отчего мы и слышим такой свист. Подобное может наблюдаться в плохую погоду, когда перепады температуры, влажность высокая или вы в лужу заехали — тогда ремень тоже проскальзывает и свистит», — добавляет Евгений Хазов.
Итак, если свист раздается при включении мощных потребителей тока, например, дополнительного обогрева, то это точно ремень генератора. Другой способ диагностики — резко нажать на педаль газа и так же резко ее отпустить — ремень генератора начинает свистеть при сбросе газа.
Так звучит свистящий ремень генератора
Оба способа проверки годятся для автомобилей с несколькими приводными ремнями. Если ремень только один, то и так понятно, что проблема в нем.
Другие источники свиста
Иногда причина свиста кроется не в ремне. Если пробег у автомобиля уже внушительный, нельзя исключать проблему с роликами навесного оборудования — на них от постоянного вращения появляется борозда, и даже новый ремень будет проскальзывать.
Если свист кратковременный и раздается сразу после запуска мотора, возможно, загустела смазка подшипников генератора. Такое бывает, особенно зимой. Свистеть могут ролики, помпа, компрессор кондиционера, прокладка выпускного коллектора, диодный мост генератора и другие элементы.
Что делать, если свистит ремень генератора
Прежде всего, понять причину свиста. Изношенный ремень — наименьшее из зол, ведь его и так требуется периодически менять во время планового техобслуживания.
«Менять приводной ремень нужно в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля. Обычно состояние ремней проверяют на каждом ТО, раз в 10-15 тысяч километров пробега. Первое показание для замены ремня — то, что написано в сервисной книжке. Второе — визуальная оценка: песок, трещины. Третье — посторонний свистящий звук. В этом случае нужно либо ремень менять, либо проверить его натяжение, что на разных машинах делается по-разному», — поясняет Евгений Хазов.
Проверить ремень можно как на сервисе, так и самостоятельно. Опытные автовладельцы снимают его, осматривают, промывают в растворе хозяйственного мыла, тщательно протирают сухой тканью и ставят обратно. Часто после такой процедуры свист исчезает. Иногда помогает немного брызнуть на ремень водой — если резина была «дубовая», свист на какое-то время прекратится или изменится, если ремень провис, но реакция на воду позволяет понять, что проблема именно в ремне генератора или другом приводном ремне, если их несколько.
А вот увлекаться спреями для ремней не стоит. Они призваны усиливать трение и возвращать утраченную эластичность, но на деле могут сокращать срок службы ремня. «Смазка для приводных ремней не требуется. Обычно, если эффект от спреев и есть, то очень кратковременный», — отмечает Евгений Хазов.
Спреем всё же можно воспользоваться однократно вместо той же воды — если свист исчезнет, то дело в ремне.
Остается добавить, что свист под капотом — это повод задуматься. Но если он только-только появился, критичные поломки вряд ли грозят вам в ближайшее время, так что поездку на сервис можно совместить с решением других вопросов. А тренировать слух автовладельцу полезно в любом случае!