Внутренний туризм сегодня находится на пике продолжающегося уже несколько лет активного развития. Его оборот только за лето 2024 года вырос на 24% и
Однако соответствующая инфраструктура, необходимая для комфортного путешествия и отдыха в пути, требует существенного улучшения даже на основных автомобильных маршрутах, ведущих в Краснодарский край и Крым, а на менее популярных направлениях и вовсе отсутствует.
О том, на что стоит ориентироваться в мировой практике и какие шаги по улучшению ситуации предпринимаются сейчас в профессиональном сообществе, рассказала Гульнара Сафарова — архитектор общественных пространств, основатель творческой лаборатории Safarova+.
Что имеем: безальтернативные автозаправки
Формат автомобильных путешествий с каждым годом набирает всё большую популярность — это удобно, довольно бюджетно и позволяет составить уникальный маршрут, который будет интересен именно вашей семье или компании. Введение скоростных платных дорог и улучшение их качества в целом также способствуют развитию такого вида отдыха.
На бумаге мы имеем большое количество так называемых объектов дорожного сервиса (ОДС). Это здания и сооружения, размещенные вдоль дорог, предназначенные для обеспечения нужд водителей и пассажиров. На российских трассах выделяются пять ключевых видов объектов дорожного сервиса: автозаправочные станции, техцентры, точки общественного питания, мотели и зоны отдыха. Наиболее развитая инфраструктура таких объектов наблюдается на магистралях М-10 «Россия», М-7 «Волга», М-5 «Урал» и Р-215.
Программа развития сети объектов дорожного сервиса закреплена в «Концепции развития объектов дорожного сервиса», разработанной Росавтодором. В соответствии со стратегией, основной акцент делается на создание многофункциональных зон (МФЗ), которые должны стать ключевыми пунктами предоставления услуг на дорогах. Эти зоны будут включать в себя широкий спектр сервисов: от АЗС до ресторанов, магазинов и детских площадок, обеспечивая путешественников всем необходимым в пути.
Но, к сожалению, сегодня автозаправка — это практически единственное место, где можно остановиться в дороге. Они укрупняются, обрастают новыми сервисами, некоторые превращаются в многофункциональные зоны с точками питания и детскими площадками. Это соответствует и стратегии дорожного развития «Росавтодора», предполагающей создание ключевых узлов в самых важных пунктах движения автомобильных маршрутов по всей стране, а также экономически целесообразно, поскольку безусловно помогает развивать коммерцию, создавать рабочие места и повышать уровень комфорта автопутешественников.
На таких трассах как, например, М-4 «Дон», по которой большой поток машин движется летом в сторону Юга, количество придорожных сервисов очень высоко и иногда даже превышает спрос. Но есть не менее интересные маршруты в Северо-Западном регионе или по малым городам Центральной России, где количество таких мест кратно снижается, и иногда от одной заправки до другой приходится ехать сотни километров.
Вместе с тем не всем удобно пользоваться сервисами именно заправочной станции. Это вынужденная остановка по технической необходимости — наполнить бензином бак машины. Но иногда в путешествии хочется просто выйти, размять ноги, перекусить на свежем воздухе, дать детям возможность побегать и «выпустить пар», а некоторые путешествуют и с питомцами, которых нужно регулярно выгуливать.
Чего не хватает: разнообразные площадки для отдыха
Согласно нормам и документам, иной формат остановок — площадки для отдыха — обязательны и существуют на трассах и сейчас, мы все видим их вдоль дорог. Однако в отсутствие специальных стандартов и подходов к проектированию они выглядят так, что останавливаться там совершенно не хочется. Чаще всего это малопривлекательные бетонные «карманы» с мусорным контейнером и некоторым подобием санузла, зайти в который кто-то вряд решится по доброй воле.
В правилах дорожного движения эти зоны обозначаются знаком 7.11 — елочка и лавочка. Согласно реестру объектов дорожного сервиса общее число таких площадок составляет 1 254 вдоль дорог общего пользования, за исключением автомобильных дорог в управлении ГК «Автодор» (по данным «Реестр площадок отдыха и объектов дорожного сервиса» Федерального дорожного агентства «Росавтодор»).
Мы изучили основные планировочные решения этих зон, а также рекомендации в нормативных документах по их оборудованию и функциональному назначению. Интересный факт, что согласно ГОСТ 33062- 2014 «Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» и «Методическим рекомендациям по проектированию площадок для стоянок автомобилей 1973, актуализированная версия 01.01.2021», площадки для отдыха рекомендуется размещать в местах с живописным ландшафтом, с широкой панорамой на окружающую местность, вблизи водных объектов, пляжей, лесных массивов.
Если посмотреть на площадки для отдыха на дорогах России даже в в панорамах онлайн-карт, можно заметить, что раньше проектировщики площадок довольно часто руководствовались этими рекомендациями: есть огромное количество площадок в умопомрачительных по красоте местах. Прописаны рекомендации по обустройству площадок для отдыха: обязательными элементами благоустройства являются места для приема пищи, мусоросборник и туалет. А кроме этого в нормативных документах рекомендуется размещать на таких площадках:
игровое и спортивное оборудование,
торговые элементы,
эстакады для ремонта автомобилей,
навигационные носители,
перголы,
навесы
и даже арт-объекты.
Однако при изучении состояния существующих площадок мы обнаружили, что они имеют преимущественно базовое функциональное наполнение (беседку, санузел, баки ТБО). Из-за отсутствия дизайн-кода, все площадки совершенно разные по дизайну и используемым материалам. Многие находятся в аварийном состоянии, имеют неухоженный вид. Новые площадки на недавно построенных дорогах также не отвечают современным стандартам благоустройства, крайне скудно оснащены и крайне редко включают в себя дополнительные рекомендуемые элементы обустройства площадок. Кроме этого они имеют несовременный вид, низкие эстетические характеристики.
То есть, если площадки для отдыха превратятся в благоустроенные места с хорошим уровнем сервиса, безусловно, такая альтернатива будет пользоваться популярностью. На таких площадках станут останавливаться люди, которые не готовы тратить время в очередях на заправке, а просто хотят немного передохнуть в пути.
Чего пока совсем нет: площадки вблизи неочевидных достопримечательностей
В исследовании «Инфраструктура автопутешествий» мы с командой выделили также еще один важный для автопутешественников элемент дорожного благоустройства — это зоны вблизи неочевидных достопримечательностей. Дело в том, что очень часто в 10-15 минутах от основной трассы располагаются места, никак не отмеченные на туристических картах. Это старинные усадьбы, заповедники, парки, храмы или монастыри. Иногда они отмечены коричневыми дорожными знаками, но большая часть машин проносится мимо — водители знают, что, скорее всего, к ним нет ни нормального подъезда, ни комфортной инфраструктуры рядом.
При этом у таких мест есть очень большой потенциал, ведь они могут пополнять библиотеку впечатлений путешественников и способствовать развитию туризма вне его крупных центров. К тому же регулярный отдых снижает риск аварий, позволяя водителям вовремя переключить внимание и восстановить ресурс.
Входящие в эту же категорию неочевидных достопримечательностей видовые площадки, которых в нашей стране с ее богатой природой и потрясающими пейзажами очень много, сейчас представляют собой скорее зону стихийной торговли, а если бы они были оборудованы по определенным стандартам, могли бы стать полноценными местами отдыха. То есть на них также должен располагаться стандартный набор удобств и сервисов:
Санузел,
Баки ТБО,
Место для перекуса и отдыха: столы, лавочки, навес, защищающий от солнца или осадков.
Совсем не обязательно запрещать людям реализовывать плоды своего труда — урожай из огорода или сада, сделанные местными умельцами сувениры. Наоборот, такие покупки от локальных производителей делают путешествия на машине еще более интересными и запоминающимися. Главное, чтобы для этого были отведены соответствующие безопасные и удобные для всех места.
Стандартизация: баланс уникального и оригинального
К сожалению, пока каждый регион обустраивает площадки для отдыха в дороге, исходя из местных предпочтений и бюджетных ограничений, используя то, что нашлось на складе и так далее. Но и здесь важен единый подход, потому что, если мы говорим о туризме в масштабах страны, нужна однородная среда и подходы к благоустройству. Единый облик и продуманная функциональность рекреационных пространств на автодорогах поможет не только ускорить развитие автотуризма в России, но и повысить туристическую привлекательность страны в целом.
Конечно, нельзя забывать о региональной специфике. Например, материалы и стандарты эксплуатации в северных регионах или на Дальнем Востоке не будут идентичны тем, что используются на Юге страны. Но и эта вариативность может быть заложена в определенных параметрах нормативов. Локальная идентичность может выражаться в цветах, дизайне и декоративных элементах, но подход должен быть универсальным.
В рамках стандартизации подхода к благоустройству таких зон можно предусмотреть и формирование точек интереса: устанавливать билборды и размещать qr-коды с информацией о ближайших природных и культурных достопримечательностях, направляя тем самым туристические потоки и помогая развитию еще неочевидных мест.
При этом сама типология этих пространств будет задавать ряд специфических особенностей. Основой станут функционально необходимые элементы, такие, как зона для пикника, туалет и место для сбора отходов. А в зависимости от загруженности маршрута и региональных особенностей этот набор может дополняться навигационными стендами, перголами для создания тени или навесами для защиты от осадков, местами для ярмарок, спортивными и детскими площадками.
Детские площадки в зонах отдыха у дороги будут несколько иными, нежели в городе. Их типовые решения не должны включать в себя элементы для малоактивных игр, потому что дети, которые провели много времени в машине, должны иметь возможность двигаться, задействуя все группы мышц, но не нагружая вестибулярный аппарат.
Также важно грамотно планировать экономику, чтобы в любой момент можно было заказать детали, материалы, составные части площадки, и чтобы в любом регионе эти решения можно было легко произвести. Какие-то элементы айдентики, торговые ряды или места для пикников могут разнится от региона к региону с точки зрения дизайн-кода и используемых материалов, но туалеты и места сбора твердых бытовых отходов, а также навигационные элементы могут быть универсальными.
Мировая практика
Мы можем обратиться к опыту других стран, где подобные подходы уже опробованы и внедрены. Так автотуризм вносит значительный вклад в экономику стран Европы и Северной Америки. Равномерное распределение площадок для отдыха и их качество делают автопутешествия доступными, понятными и комфортными.
Например, во Франции сеть инфраструктуры для отдыха по трассе А4 от Реймса до Парижа состоит из 31 парковочного места и 11 зон отдыха. Здесь стоит отметить удобный формат туалетов с водопроводом и большими подземными мусоросборниками, которые решают проблему скопления мусора и требуют менее частого обслуживания.
Норвегия же знаменита своими «инстаграмными» (запрещенная в России экстремистская организация) обзорными площадками, оборудованными всем необходимым для кратковременного отдыха. Так, на площадке Ostasteidn Rasteplass на Сандефьорде есть места для перекуса, скамейки, мусоросборники и туалет.
Solbergtårnet rest stop расположена в Сарпсборге, недалеко от границы Норвегии и Швеции. Здесь особого упоминания заслуживает элегантное решение, позволяющее изолировать «зеленую» зону отдыха от шума скоростного шоссе.
Это обшитый изнутри натуральным деревом пандус с низкими стенами, который огибает зону отдыха по спирали. Он же становится продолжением информационного стенда, рассказывающего о местных наскальных рисунках бронзового века, становясь частью своеобразной выставочной галереи, где могут представлять свои работы и современные художники. Из 30-метровой смотровой башни открывается вид на окружающие лесные пейзажи, береговую линию и фьорд, как бы приглашая путешественников осмотреться, замедлиться и заранее составить впечатление о том, что их ждет впереди, предвещая новые интересные открытия.
Кстати, в Швеции специализированые сайты, такие, как
В России тоже можно пойти по пути цифровизации автотуризма: разработать сайты и приложения, которые показывали бы, на какой из площадок для отдыха есть детская зона или выделенная территория для выгула животных. Также такие цифровые помощники могли бы облегчить формирование маршрута, предложить посетить расположенные поблизости неочевидные достопримечательности, выбрать место для кратковременного отдыха, кемпинг или отель для ночевки.
В любом случае, автотуризм в России несомненно будет развиваться, и сегодня задача всех участников процесса, от федеральных властей до архитекторов и градостроителей, состоит в том, чтобы создать для этого все необходимые условия, используя лучшие примеры из мировой практики и внедряя самые эффективные подходы и решения.