Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

По следам Аввакума: как опальный протопоп и жестокий воевода превратили забайкальское озеро Иргень в местную святыню

Популярное в Забайкальском крае место отдыха и рыбалки привлекает еще и паломников

12 ноября 2024Обсудить

На территории Забайкальского края, в системе Ивано-Арахлейских озер, находится озеро Иргень. Расположенное примерно в 60 километрах к западу от столицы региона Читы, оно пользуется большой популярностью у рыбаков, а также у туристов, желающих насладиться прекрасными видами и отведать ухи из местной рыбы. Однако далеко не все знают, что с озером Иргень связано немало загадок и любопытных исторических сюжетов.

По следам Аввакума: как опальный протопоп и жестокий воевода превратили забайкальское озеро Иргень в местную святыню
Источник:

Алексей Мясников

Знаменитый рыбак

Возле озера, на правом берегу реки Хилок, во второй половине XVII века стоял Иргенский острог — опорная база русских землепроходцев, осваивавших даурские земли. Он был основан казаками сотника Петра Бекетова в 1653 году. Спустя два года острог сожгли воинственно настроенные тунгусы, но уже в 1657-м на берегах Иргени появился отряд воеводы Афанасия Пашкова и заново отстроил острог.

Вместе с Пашковым, человеком необычайно суровым и жестоким, в Даурию прибыл лидер старообрядчества опальный протопоп Аввакум. Воевода издевался над ним, старался сломить его дух. Но Аввакум не унывал. В голодное время он, как и все жители острога, пытался ловить рыбу.

По следам Аввакума: как опальный протопоп и жестокий воевода превратили забайкальское озеро Иргень в местную святыню

Сергей Милорадович. «Путешествие Аввакума по Сибири». 1898

Источник:

Wikimedia Commons

Однажды он поставил две сети и вытащил шесть язей и пару щук. У Пашкова же снасти были пусты. На следующий день Аввакум снова был с уловом, а люди воеводы опять ничего не смогли поймать. Тогда Пашков согнал ссыльного священника на отмель, а сам занял его место. Аввакум помолился и смиренно поставил сети на месте, где и лягушек -то не было. Наутро снасти были забиты рыбой, да так, что их приходилось вытаскивать с большим трудом. Пашкову, вновь оставшемуся без улова ничего не оставалось, как в гневе рвать аввакумовы сети. Но тот по прежнему в молитвенном смирении чинил их и успешно ловил рыбу.

Таким образом, Авакума можно назвать самым известным и, пожалуй, самым успешным рыбаком на Иргени.

Местная святыня

В народных преданиях острог и вся иргенская земля описываются как святое место, связанное с жизнью благочестивых людей. Рассказы забайкальских старожилов об Иргени еще в XVIII веке интересовали исследователей. Например, Герхард Фридрих Миллер, побывавший в Забайкалье в 1735 году, обратил внимание, что на месте бывшего Иргенского острога стоит часовня в честь неканонизированных святых. Однако выдающийся историк не уточнил, что же говорили местные жители об этих людях.

По следам Аввакума: как опальный протопоп и жестокий воевода превратили забайкальское озеро Иргень в местную святыню

Иргенский острог на карте из «Хорографической чертежной книги Сибири» Семена Ремезова

Источник:

Public domain

Позднее более подробную информацию о них неоднократно публиковали священнослужители и ученые, записывавшие старинные легенды. Согласно собранным ими сведениям, в 1650-х годах Афанасий Пашков приказал своим казакам засолить сорок бочек карасевых языков. Естественно, выполнить его поручение им оказалось не под силу. За это Пашков предал подчиненных, среди которых были воины Симеон, Киприан и Иосиф, страшным мукам.

Предания гласят, что после погребения мученики стали являться бурятским пастухам. В начале XVIII века они якобы явились во сне казаку деревни Шакша, который из-за болезни не мог ходить, и просили отслужить по ним панихиду. Проснувшись, казак почувствовал себя здоровым, съездил в Читу за священником и вместе с ним разыскал могилы замученных воинов. По легенде над местом их упокоения горели свечи.

С тех пор появился обычай хождения из Читы на Иргень с образами и крестами, а на месте погребения иргенских мучеников была воздвигнута часовня. Чтобы поклониться им, сюда ежегодно в канун девятой пятницы после Пасхи съезжались не только православные, но и шаманисты с буддистами. В пятничный день с утра священники служили панихиды, а с 12 часов проходил молебен с освящением воды. В это же время на Иргени проходила ярмарка. Собравшиеся веселились, пили вино, устраивали скачки, кулачные бои. После подобных развлечений многие разъезжались покалеченными.

Запреты и раскопки

Почитание иргенских мучеников и связанные с ним увеселительные мероприятия вызывали недовольство у церковных и светских властей. Так, в 1823 году знаменитый миссионер, епископ иркутский, нерчинский и якутский Михаил (Бурдуков) обратился к иркутскому гражданскому губернатору Ивану Цейдлеру с просьбой содействовать в искоренении культа иргенских мучеников, названного им «народным суеверием».

По следам Аввакума: как опальный протопоп и жестокий воевода превратили забайкальское озеро Иргень в местную святыню

В 1826 году Михаил (1770-1830) был возведен в сан архиепископа

Источник:

Wikimedia Commons

В письме пастырь возмущался тем, что «близ Иргенского озера погребенные тела неизвестных людей почитаются от простого народа мощами святых». Ему не нравилось, что на Иргени, кроме молебнов, проводились ярмарки, верующие во время богомолья, не соблюдая православного обряда, бросали к часовне, стоявшей над могилами мучеников, звериные шкуры и деньги.

«Таковое сборище без надлежащего надзора от начальства, конечно допущает важные злоупотребления, а почитание за святыню того, что покрыто неизвестностию и подвержено сомнению, вводит в заблуждение и суеверие» — писал епископ.

Цейдлер поручил собрать сведения об иргенской святыне нерчинскому окружному начальнику Венедикту Коссовичу. Выполняя предписание, Коссович вместе с протоиереем Нерчинского Воскресенского собора Григорием Протопоповым, отправился на Иргень, где они расспросили местных жителей и богомольцев.

Результаты поездки окружной начальник изложил в «Записке о собранных сведениях, относительно бывшего Иргенского острога и почивающих там мнимых угодниках». Судя по этому документу, народная молва относила основание Иргенского острога к 1660 году. Люди считали, что построил его Афанасий Пашков.

Священник Григорий Протопопов вскрыл почитаемые могилы иргенских мучеников и обнаружил только полусгнившие лиственничные колоды и истлевшие кости. По свидетельству опрошенного Коссовичем отставного городового секретаря Куташева, в конце XVIII века подобными раскопками с тем же результатом занимался священник Иеремий.

По следам Аввакума: как опальный протопоп и жестокий воевода превратили забайкальское озеро Иргень в местную святыню

Иван Цейдлер ()

Источник:

Wikimedia Commons

Примечательно, что Коссович дал краткое описание местоположения Иргенского острога. Тогда еще были заметны остатки фундаментов домов и палисада, окружавшего форпост. По сохранившимся следам чиновник установил, что въездные ворота в острог находились с юго-восточной стороны. Вдоль берега Иргени имелся вал, тянувшийся до протоки, соединяющей озеро с Хилком. Коссович считал, что вал построил Пашков, дабы обезопасить острог от нападений со стороны береговой линии.

К записке Коссовича прилагался чертеж остатков места острога. Таким образом, нерчинский окружной начальник, пусть и не по своей воле, стал одним из первых исследователей русских древностей Забайкалья.

Для искоренения традиции почитания иргенских мучеников он предлагал передать иконы из Иргенской часовни в какую-нибудь из забайкальских церквей, саму же часовню, которая была весьма ветхой, уничтожить, а после этого посылать на Иргень в течение двух-трех лет земского чиновника «для надзора и воспрещения продления заблуждению».

Возрождение

Несмотря на запреты, крестные ходы на Иргень продолжались. Более того, верующие то и дело сообщали чудесах, которые они якобы видели на святом озере. Например, они рассказывали о таинственных человеческих силуэтах, появлявшихся на берегах, свечении над могилами замученных воинов. Известно предание о том, что смертельно больная жена Благовещенского купца Скобелицына исцелилась после того, как ей во сне явился один из мучеников и назвался Василием. В благодарность она приехала на Иргень и заказала панихиду по «мученику воину Василию».

После Октябрьской революции традиция почитания иргенских мучеников была прервана. Но в 1999 году ее возродили. Теперь, как и в старину, на Иргень ежегодно ходят богомольцы. На месте бывшего Иргенского острога стоит крест. Неподалеку установлены часовня и памятный знак, на котором указана дата основания острога. Кроме того, в селе Иргень чудом уцелела часовня Иргенского миссионерского стана, основанного в 1866 году. Долгое время она использовалась как рыбный склад, а теперь пустует и постепенно разрушается Ее спасением уже много лет занимается местный краевед Михаил Сапижев. Хочется надеется, что уникальный памятник все же удастся сохранить.

Уже несколько лет на берегу Иргени возводится стилизованный под острог туристический комплекс, который превратился в местную достопримечательность. Увидеть его, полюбоваться окрестными видами, послушать местные легенды или же просто половить рыбу в Иргени, как это делал когда-то протопоп Аввакум, сегодня может любой желающий.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения