Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

По следам русских импрессионистов: отправляемся в путешествие по 5 картинам выдающихся живописцев

Странствия всегда служили для художников источником вдохновения, а теперь их полотна вдохновляют людей отправиться в неизведанные края

14 февраля 2025Обсудить

В московском Музее русского импрессионизма открылась выставка «Изображая воздух. Русский импрессионизм», на которой представлены работы 70 мастеров рубежа XIX–XX веков: Игоря Грабаря, Константина Коровина, Сергея Виноградова и других выдающихся художников. Многие из них были заядлыми путешественниками: изучали в зарубежных турне искусство прошлых эпох, знакомились с современной живописью, в том числе и с импрессионизмом, вдохновлялись природой и культурой новых мест и даже встречали любовь.

Вместе с кураторами выставки мы собрали пять картин, каждая из которых может подарить отличную идею для весеннего путешествия. География получилась обширная: от родины импрессионизма Парижа и Венеции до Петербурга и Русского Севера.

Станислав Жуковский. «Летнее утро. Усадьба Рождествено». 1918 | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Станислав Жуковский. «Летнее утро. Усадьба Рождествено». 1918

Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

1. Николай Тархов. «Карусель на Монмартре». 1902

Николай Тархов. «Карусель на Монмартре». 1902. Собрание галереи «Наши художники», Москва | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Николай Тархов. «Карусель на Монмартре». 1902. Собрание галереи «Наши художники», Москва

Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Важные события в жизни Николая Тархова часто случались в путешествиях. После неудачи на вступительном экзамене в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1894 году молодой мастер отправился в Крым, где познакомился со своим учителем Константином Коровиным, а в Париже спустя несколько лет Тархов во время зарисовок в Люксембургском саду встретил будущую жену Мари-Ивонн Дейтейль, с которой прожил в счастливом браке до конца своих дней.

Столица Франции с ее широкими проспектами, кипящей жизнью и новым искусством, рождающимся в мастерских богемного Монмартра, пленила художника. В этом городе его настиг успех — свободно написанные парижские пейзажи Тархова выставлялись в легендарном Салоне Независимых, в котором в разные годы можно было увидеть работы Альфреда Сислея и Поля Синьяка.

Современники замечали, что «Тархов даже в Париже, даже рядом со своими вдохновителями — французскими импрессионистами, блещет мастерством, кажется не менее жизненным, нежели лучшие из них». Манеру Тархова один из французских критиков назовет «диким импрессионизмом» — действительно, его стиль сегодня определяется чертами импрессионизма, постимпрессионизма и фовизма.

2. Валентин Серов. «Поморские суда в Архангельске». 1894

Валентин Серов. «Поморские суда в Архангельске». 1894. Частное собрание, Москва | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Валентин Серов. «Поморские суда в Архангельске». 1894. Частное собрание, Москва

Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

По совету мецената Саввы Мамонтова — инициатора строительства железной дороги на Русский Север — в 1894 году друзья Валентин Серов и Константин Коровин отправились в путешествие до Архангельска и Мурманска, а оттуда — в Норвегию, Стокгольм и Гельсингфорс (Хельсинки). Художник Михаил Нестеров так отзывался о предстоящей экспедиции коллег по цеху: «…Что будет делать Костенька, например, в Соловках, как он опишет природу могучего и прекрасного Севера?! Серову же мне кажется, там будет скучно (как художнику)».

Сомнения оказались напрасны. Быстро работая на пленэре, чтобы успеть за коротким северным днем, Серов с интересом подмечал: «…на Севере свет всё вбок светит — мокрый свет». Считается, что знаменитая серебристо-серая палитра мастера появилась благодаря уникальной природе этих мест.

3. Константин Юон. «Ворота Ростовского кремля». 1906

Константин Юон. «Ворота Ростовского кремля». 1906. Музей русского импрессионизма | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Константин Юон. «Ворота Ростовского кремля». 1906. Музей русского импрессионизма

Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Еще в восемь лет Константин Юон, завсегдатай Третьяковской галереи, придумал для себя «игру в архитектуру». Лелея детскую мечту, в 1892 году мастер поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но «краски перетянули». Тем не менее любовь к этому виду искусства не оставляла художника, и он часто писал архитектурные памятники и изящные постройки.

В путешествиях по Европе Юон освоил приемы импрессионизма. Отсюда этот необычный, будто схваченный объективом фотоаппарата, вид на Ростовский кремль. Мастера всегда занимала работа в древних русских городах: Нижнем Новгороде, Костроме, Угличе, Торжке, Пскове. В письме Александре Боткиной, дочери Павла Третьякова, Юон признавался: «Мне сейчас хорошо. Воскресенье; светит солнце сильно и ярко; звон густой; я это люблю».

4. Константин Первухин. «Вечер. Венеция». 1913–1914

Константин Первухин. «Вечер. Венеция». 1913–1914. Государственная Третьяковская галерея | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Константин Первухин. «Вечер. Венеция». 1913–1914. Государственная Третьяковская галерея

Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Константин Первухин, будущий соучредитель Союза русский художников, в течение двух лет посещал класс Павла Чистякова в Академии художеств, где учился строить форму и работать с натуры. Однако новаторские приемы европейской живописи привлекали молодого мастера куда больше академических штудий.

В пейзажах, написанных художником во время путешествия по Германии и Италии, заметны признаки импрессионистического метода: выбор сумеречного времени суток, высветленная палитра, пастозные мазки. За изысканное цветовое решение критики называли его венецианские этюды «перламутровыми».

5. Николай Дубовской. «Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге». 1903

Николай Дубовской. «Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге». 1903. Ярославский художественный музей | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Николай Дубовской. «Наводнение на Екатерининском канале в Петербурге». 1903. Ярославский художественный музей

Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Николай Дубовской занимался в пейзажной мастерской Михаила Клодта в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Курса Дубовской не окончил, поскольку в 1881 году отказался участвовать в выпускном конкурсе с картиной на заданную тему. Зато уже в 1909 году мастер возвращается в стены Академии в качестве преподавателя.

Излюбленным сюжетом Николая Дубовского стал вид, открывавшийся из окон его квартиры в Петербурге на Екатерининском канале. Так он создал серию близких по композиции работ, написанных в разные сезоны и в разную погоду — принцип, используемый многими импрессионистами. На одном из таких пейзажей Дубовской запечатлел наводнение, случившееся в Петербурге 12 ноября 1903 года: бегущие под шквальным ветром люди с зонтами и конные повозки на затапливаемых улицах передают атмосферу суеты под ударом разгулявшейся стихии.

И другие маршруты

По следам русских импрессионистов: отправляемся в путешествие по 5 картинам выдающихся живописцев | Источник: Пресс-служба Музея русского импрессионизма
Источник:

Пресс-служба Музея русского импрессионизма

Вы опытный путешественник и уже побывали во всех городах, изображенных на полотнах выше? Не беда — приходите на выставку «Изображая воздух. Русский импрессионизм», которая продлится до 1 июня, и выберите другое место для путешествия своей мечты. Вот, например, еще пять картин, которые могут подать отличную идею:

  • Василий Поленов. «Константинополь». 1882. Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова;

  • Абрам Архипов. «Муром». 1910-е. Частное собрание, Москва;

  • Константин Первухин. «Огни города. Берлин». 1913. Русский центр искусства, Калининград;

  • Арнольд Лаховский. «На Волге». 1918. Череповецкое музейное объединение;

  • Станислав Жуковский. «Летнее утро. Усадьба Рождествено». 1918. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения