Древнегреческий поэт Симонид назвал архитектуру «немой музыкой», немец Гете перефразировал это определение, и в XVIII веке архитектура стала «беззвучной музыкой», чуть позднее философ Шеллинг окончательно оформил эту идею в общепринятое крылатое выражение: «Архитектура — застывшая музыка». Архитектор Йорн Утцон, построив здание Сиднейского оперного театра, своим творением снова видоизменил эту идиому, сделав архитектуру буквально живой музыкой. Тот, кто хотя бы раз видел словно несущие оперный театр по волнам «паруса» его десяти куполов, вряд ли усомнится в точности этого выражения.
Как и все великое, идея создания Сиднейского оперного театра, а впрочем, и ее воплощение, рождались в муках и, к сожалению, не только творческих. Вокруг финансирования строительства, конкурсного отбора проектов и даже способов использования основных залов разгорелось огромное количество споров, некоторые из них даже переросли со временем в крупные политические скандалы. Но отец-вдохновитель идеи постройки театра — английский дирижер Юджин Гассенс, предложивший сиднейцам в 1947 году построить свой оперный дворец, знать этого, конечно, не мог — он вкладывал в свою идею совсем другой смысл.
«Это позор для такого крупного города, как Сидней, иметь лишь один крохотный зал на 2 500 зрителей для классических представлений оперного и балетного искусства! Необходим свой сиднейский „дом Муз“, которым вся Австралия могла бы гордиться» — так Гассенс начал свое радиообращение к жителям города.
Его убедительная речь вкупе с энергичной рекламной акцией в пользу «классических представлений» подействовали. Вскоре был образован общественный Комитет в поддержку идеи постройки театра. Голос народа также был услышан. И в 1955 году кабинет министров штата Новый Южный Уэльс издал распоряжение о строительстве театра на мысе Беннелонг. Так или иначе, строительство театра началось.
Драма конкурса
В первой половине XX века Австралия была страной довольно бедной, а потому выделение немалой по тем временам суммы в 7 миллионов долларов означало, что нужно потратить изрядную часть и без того скудного государственного бюджета. А если учесть, что один острослов-парламентарий во всеуслышание окрестил будущий театр «домом для танцулек и песенок», то становится ясно, почему во избежание обвинений в «не целевом расходовании бюджетных денег» финансировать его строительство решено было за счет, скажем так, человеческих слабостей, то есть лотереи.
«Пусть азартные граждане отдадут свои деньги не жуликам на улице, а Фонду строительства Оперного театра в Сиднее» — эта фраза из заявления премьер-министра Австралии оказалась пророческой. «Театральная» лотерея принесла те необходимые деньги, на которые и был построен театр.
Но собранных денег все равно катастрофически не хватало, а потому конкурс проектов будущей Оперы было решено сделать платным — за участие в нем необходимо было выложить кругленькую сумму. Всего на конкурс было прислано 880 заявок от участников из 45 стран. До финала дошли лишь 230 из них, в основном те, кто успел вовремя прислать вступительные взносы и правильно оформленные проекты.
Но даже из этого изрядно сокращенного количества проектов выбрать лучший было делом очень непростым. Тем более что в последний момент уже небезызвестный нам вдохновитель идеи — Гассенс, бывший председателем отборочной комиссии, разругался с австралийским правительством и, будучи обвиненным в… контрабанде «порнографических материалов», вынужден был покинуть страну.
Сменивший его на посту председателя американский архитектор финского происхождения Эрро Сааринен не стал долго думать и отдал пальму первенства Йорну Утцону — по слухам, своему дальнему родственнику. Так или иначе, но сами сиднейцы факт их родства также склонны считать волей провидения.
АРХИТЕКТОР
Йорн Утцон
Йорн Утцон родился в 1918 году в Копенгагене. Окончил копенгагенскую Академию художеств. Следуя классиче ским архитектурным традициям, стремился к созданию строго конструктивных проектов жилых зданий. Но при этом всегда относился к архитектуре как к искусству, стремясь воплощать в других своих творениях максимальную скульптурную гармонию и даже поэтический настрой.
С 1944 по 1956 год он, приняв участие почти в 20 подобных конкурсах, завоевал при этом три третьих, четыре вторых и семь первых мест, хотя в «камень» его проектов было воплощено совсем немного.
Он никогда не бывал в Сиднее и, узнав о конкурсе с изрядным опозданием, едва успел вовремя подать заявку, прошедшую под номером 218. Его работа представляла собой даже не законченный проект, а лишь подборку эскизов. И все равно победил.
Наконец, построили
Строительство театра, начавшееся в 1959 году, затягивалось. Большая часть проектных материалов не производилась в Австралии, и их приходилось доставлять из-за границы. Расходы росли как снежный ком. Итоговая сумма в 102 миллиона долларов оказалась больше проектной почти в 15 раз!
Привлечение новых источников доходов — денег инвесторов и предварительная продажа площадей внутри здания прежде всего под кафе и рестораны влекли за собой пересмотр всей первоначальной концепции. А потому при столь коммерческой постановке вопроса внутренние помещения театра приходилось для их же увеличения «вытаскивать» за пределы внешнего абриса, меняя его колорит. «Еще немного, и здание станет разбухшим квадратом, стандартной жилой коробкой!» — в отчаянье восклицал в то время Йорн Утцон.
Конец мытарствам и разочарованиям датского архитектора положила его добровольная отставка, случившаяся в 1966 году. Окончательно потеряв надежду на завершение строительства, он сжег все свои чертежи и решительно покинул Сидней. Его негодование было столь велико, что спустя много лет, когда здание театра стало признанным «чудом света», он даже не приехал взглянуть на него.
«Пострадал» от сиднейского долгостроя и весь кабинет министров Австралии, также вынужденный уйти в отставку из-за «неоправданно завышенных трат и непомерно затянувшегося строительства».
Однако когда страсти немного улеглись, всем стало ясно, что основные работы уже позади, а завершить оформление фасадов и внутренних интерьеров не так уж сложно и дорого. Поэтому спустя 7 лет двери театра распахнулись для первых гостей — в октябре 73-го при участии Ее Величества королевы Великобритании Елизаветы Второй прошло официальное открытие «Опера-Хауз». Главной частью торжеств стала премьера оперы «Война и мир» на музыку Сергея Прокофьева.
ПРОЕКТ
Новые формы
Сиднейский оперный театр состоит из десяти сводов, расположенных один за другим и достигающих высоты 60 метров. Эти белоснежные своды-купола, которые сравнивают с парусами, раковинами и даже бумерангами, — вызов автора человеческой утилитарности и расчетливости. Центральная часть театра представляет собой высокую четырехугольную коробку, перекрываемую огромным сводом в форме чуть изогнутого птичьего крыла.
Предполагаемое расчетное время, которое должно было уйти на строительство здания: около 4 лет
Реально затраченное на строительство время: 14 лет
Предварительная стоимость проекта: 7 000 000 долларов
Финальная стоимость строительства: 102 000 000 долларов
Общий размер всего ансамбля: 2,2 гектара
Площадь, занимаемая зданием: 1,8 гектара
Ширина здания: 118 метров
Длина здания: 183 метра
Высота над уровнем моря самой высокой точки крыши: 67 метров
Суммарный вес всего здания: 160 956 тонн
Вес крыши: 27 230 тонн
Для окон театра использовано 6 223 кв. м стекла
Под надземной скорлупой находятся пять отдельных залов для симфонических концертов, оперной музыки, камерных и театральных постановок. Оперный зал рассчитан на 1 550 зрителей, а большой концертный на 2 700 (также имеется и несколько других небольших площадок для камерных концертов и шоу. — Прим. ред.) Здесь же располагаются библиотека, кинозал, 60 гримерных комнат для актеров, а также многочисленные рестораны и бары.
Долгая счастливая жизнь
Сиднейский театр не совсем оперный, а скорее многоцелевой и мультисценический. Великолепно внутреннее убранство театра, выполненное в оригинальном стиле, получившем распространение под названием «готика космической эры». В здании сиднейской Оперы висит самый большой в мире театральный занавес. Каждая из двух его половин равна 93 метрам. Орган, расположенный в концертном зале, тоже считается самым большим механическим органом в мире, имея 10 244 трубы.
Но построить театр — это только полдела, его необходимо содержать, а это ни много ни мало еще почти 10 миллионов долларов в год. К тому же при реставрации театра, проведенной к сиднейской Олимпиаде 2000 года, выяснилось, что датский архитектор «отомстил»-таки австралийцам, уничтожив все свои чертежи и расчеты и отказав консультировать их когда-либо. Так что австралийцам приходилось работать вслепую, снова надеясь на волю провидения.
Сиднейский оперный театр давно признан архитектурным шедевром. Йорн Утцон был награжден Орденом Австралии, а впоследствии получил Притцкеровскую премию. В 2005 году один из залов здания был преображен в Зал Утцона, где был выставлен 14-метровый гобелен, также созданный по проекту архитектора. Это был период, когда Йорн Утцон все же взялся реконструировать некоторые элементы здания, однако работами руководил его сын Ян — автор архитектурного шедевра в Австралию так больше и не вернулся.
В 2005 году Сиднейский оперный театр был включен в Список национального наследия Австралии, в 2007 году — в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2013 году по случаю 40-летия театра развернулись масштабные работы по его модернизации, которые обошлись в 300 млн австралийских долларов. В прошлом году Сиднейский оперный театр отметил полувековой юбилей. — Прим. ред.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2001, частично обновлен в феврале 2024