Выдающиеся деятели отечественной педагогической мысли заложили основы современной системы образования в России. Но многие их идеи и концепции взяты на вооружение и за рубежом. О некоторых из них рассказывает кандидат педагогических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа Елена Гоголева.
Идеи Макаренко в Японии и Китае
В 1988 году Антон Семенович Макаренко был признан ЮНЕСКО великим педагогом XX века наряду с Марией Монтессори, Джоном Дьюи и Георгом Кершенштейнером.
Великий педагог и мыслитель безоговорочно верил в человека, в его качества. Он любил каждого своего воспитанника в Колонии имени М. Горького, и они отвечали ему тем же — из беспризорников, которые находились под началом Макаренко, ни один в итоге не вернулся в тюрьму.
Антон Макаренко в своей работе в колонии и в педагогических трудах исходил из текущего положения в стране и реалий того времени. Сейчас большинство идей великого педагога применимы, но нужно не упускать из вида сильно изменившуюся жизнь и общество.
Многое из того, что предлагал и внедрял Макаренко, актуально и по сей день. Всем известные «мозговой штурм», «тимбилдинг», «коворкинг» и «корпоратив» уходят корнями в педагогическую концепцию Макаренко.
Принципы воспитания А.С. Макаренко
доверие
чувство локтя
самоуправление
самовоспитание
грамотная расстановка целей
авторитет воспитателя
трудовое воспитание
справедливость
дисциплина
система поощрения и наказания
А знаете ли вы, что в Японии активно внедряются элементы педагогики Макаренко? В детских садах детей приучают к азам коллективного трудового воспитания. Замечательная традиция продолжается затем и в школе — детей с малых лет приучают отвечать за свою «зону ответственности», будь то уборка класса или содержание в порядке спортивного инвентаря.
В крупных японских компаниях элементы педагогики Макаренко также повсеместно применяются — в первую очередь поддерживается общность коллектива, система поощрений и наказаний и жесткая дисциплина.
Наравне с Японией, Китай также почитает великого педагога. Постоянно проводятся конференции и симпозиумы, где обсуждается наследие великих русских педагогов, среди них чаще всего звучат имена Сухомлинского, Крупской, Ушинского, Макаренко. В детских учреждениях и школах приветствуется трудовое воспитание, у детей в школах имеются даже собственные огороды.
Диалог Ушинского с западной культурой
Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник российской педагогической мысли и научной педагогики. Его деятельность пришлась на середину XIX века.
Диалог Ушинского с Западом начался в далеком 1862 году, когда он был направлен за границу для изучения устройства образовательной системы. Он посетил Германию, Швейцарию, Бельгию, Францию, Италию. Обосновавшись в Швейцарии, он тщательным образом проводил анализ и сверку образовательных систем Европы и России. Свои мысли он оформил в цикл статей под общим названием «Педагогическая поездка по Швейцарии».
Кроме того, Ушинский готовил к выпуску детские учебники («Детский мир»), куда включал собственные переводы отрывков трудов известных мыслителей и педагогов Европы, таких как Адольф Дистервег, Эверетт Хьюс и многих других.
Под влиянием зарубежных авторов Ушинский считал, что естественные науки и практическая подготовка для ребенка важнее, чем энциклопедические знания.
Благодаря зарубежной поездке Ушинского, последующему анализу и сопоставлению образовательных систем можно смело сказать о состоявшемся диалоге дидактических и педагогических культур и традиций.
Опыт Зеньковского в Европе
Некоторые из наших выдающихся отечественных педагогов и мыслителей уехали за рубеж с первой волной иммиграции. К ним относится и Василий Васильевич Зеньковский, известный представитель русской религиозной педагогики, философ, богослов, культуролог и литературовед. Он был профессором психологии в университете в Белграде, а затем занимал должность ректора в педагогическом институте в Праге.
Василий Васильевич полагал, что в любом человеке, в том числе и в ребенке, сосуществует добро и зло. Уничтожить зло возможно только торжеством добра, ограничения и запреты в этом бессмысленны.
Зеньковский считал, что личность и духовность — это тождественные понятия, которые сосуществуют вместе, и развивать их нужно параллельно. Духовное образование он ставил в один ряд со светским образованием, в рамках которого дети должны непременно изучать родной язык, литературу, культуру и традиции.
Он оказал значительное влияние на религиозную педагогику как за рубежом, так и в России. Его книги издавали во многих странах Европы. Литературные труды Зеньковского, посвященные жизни и творчеству выдающегося писателя Федора Михайловича Достоевского, высоко ценят во всем мире.