За 2024 год в российских аэропортах зарегистрировано шесть случаев повреждения самолетов при их буксировке,
Почему буксировщики врезаются в самолеты
Росавиация назвала причинами ЧП:
халатность наземных служб аэропортов;
невнимательность сотрудников;
несоблюдение технологии работ;
оставленный где попало спецтранспорт;
неубранный перрон;
недоукомплектованность бригад и отсутствие радиосвязи между их членами;
отсутствие взаимодействия с экипажами самолетов;
и так далее.
В результате самолеты при буксировке по летному полю сталкиваются со спецтранспортом, с различными препятствиями и между собой, что приводит к их повреждению.
Конкретные случаи
Один из таких случаев произошел 11 февраля в Шереметьево. Самолет A-320 авиакомпании «Аэрофлот» получил повреждения крыла при буксировке бригадой наземных служб, столкнувшись с оставленным в неположенном месте самоходным трапом. В итоге самолет на время выбыл из эксплуатации.
7 июня похожее ЧП случилось в аэропорту Пулково. Во время буксировки самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Россия» задел крыльями бизнес-джет Bombardier Global Express XRS перевозчика «Лукойл-Авиа». Выяснилось, что водитель тягача-буксировщика из-за плохой радиосвязи не слышал команд и не заметил бизнес-джет.
5 июля на аэродроме в Казани Boeing 737 «Аэрофлота» при транспортировке повредил левый борт фюзеляжа из-за наезда на буксировавший его тягач. Это случилось из-за того, что водитель спецтехники не успел вовремя предупредить руководителя бригады о неисправности машины, и самолет просто подмял буксировщик под себя.
Еще два ЧП произошли 19 ноября в Магадане и 28 ноября в Иркутске. Оба раза пострадали самолеты авиакомпании S7. В Иркутске тягач, буксировавший Airbus А-320, так разогнался на обледенелом перроне, что его развернуло под самолет, в результате чего сломалась стойка шасси и был помят двигатель. В Магадане из-за аналогичной ситуации пострадал Boeing 737.
Почему это проблема?
В условиях назревающего в России дефицита самолетов и деталей к ним, наземные ЧП ложатся тяжелым бременем на российскую гражданскую авиацию и ухудшают ситуацию с безопасностью полетов, считают эксперты.
«На первый взгляд, шесть поврежденных самолетов — это немного, но характер и обстоятельства этих ЧП вызывают тревогу, — отметил главный редактор портала Avia.Ru авиаэксперт Роман Гусаров. — Потребность в самолетах высока, авиакомпании работают на пределе возможностей, с рекордной загрузкой, поэтому временный выход из эксплуатации воздушных судов становится для перевозчиков критичным».
Проблему усугубляют также сложности с ремонтом самолетов иностранного производства, подчеркивают специалисты.
Тем временем между Москвой и Петербургом в 2024 году начали летать шаттлы со специальными тарифами.