Почему Эверест — самая высокая гора в мире? Геологи выяснили, что так случилось благодаря одной реке

В Гималаях много восьмитысячников, но только Джомолунгма царствует над всеми, превосходя другие вершины на целых 250 метров

2 октября 20241

Tatiana Kashko via Legion Media

Исследователи Китайского университета наук о земле и Университетского колледжа Лондона выяснили, как в результате тектонического разлома одна из вершин Гималаев возвысилась над другими — и продолжает расти! Речь о высочайшей горе в мире — Джомолунгме. Моделирование показало, что в ее превосходстве замешана «река-пират». Результаты опубликованы в Nature Geoscience.

Почему Эверест такой высокий

Рекордные высоты Гималаев, как известно, появились в результате столкновения тектонических плит, однако вопросом для науки оставалось — почему остальные вершины вдоль разлома примерно одинаковой высоты, с разницей не более чем в сотню метров. А Эверест возвышается над остальными на целых 250 метров. И, как показывают данные GPS, продолжает подниматься быстрее скорости подъема тектонических плит.

Китайские ученые с коллегой из Великобритании утверждают, что разгадали секрет Джомолунгмы — по их мнению, здесь присутствует еще одна сила, которая дала горе около 50 дополнительных метров высоты. И ученые вычислили ее. Геологическое «расследование» привело их к мощной реке Арун, которая буквально пробивает себе путь через главный хребет Гималаев и является одной из самых глубоких в мире.

Жители восточного Непала переправляются через Арун на лодке, архивное фото, 1999 год.

Michael Grant via Legion Media

Специалисты поясняют, что Арун на протяжении 35-километров снижается на 7 километров над уровнем моря, прорезая свое узкое ущелье. Но для формирования такого русла Аруну не нужны были оползни и ледники, так как ей хватило мощности своего потока. Его она приобрела методом «пиратства» 89 тысяч лет назад, когда, будучи притоком реки Коси, начала «захватывать» больше ее вод. Резкое увеличение мощности, по мнению ученых, привело к образованию ущелья. Но не только к этому.

Геологи пришли к выводу, что Арун уносил все больше камней по мере роста потока, что привело к удалению больших кусков породы в Гималаях. В результате земная кора, «плавающая» на мантии, поднялась и вызвала поднятие отдельных частей окружающей местности, в частности, горной вершины Эвереста.

Карта Непала. Река Арун протекает по восточной части страны.

Peter Hermes Furian via Legion Media

«Мы предполагаем, что часть аномальной высоты Джомолунгмы (~15–50 метров) можно объяснить реакцией на неравномерную эрозию — из-за врезания реки в породу, вызванного захватом [дополнительных вод]», — пишут авторы исследования под руководством геолога Сюй Ханя из Китайского университета наук о земле.

Ученые добавляют, что другие реки в Гималаях, в отличие от Аруна, «пиратством» не занимались и на протяжении своей истории имели более-менее стабильный поток. Поэтому у подножия гор рядом с ними эрозия примерно такая же, как на вершинах, и земная кора под ними тоже остается стабильной.

Как быстро растет Эверест

Учитывая толщину земной коры, исследователи подсчитали, что это явление увеличит скорость роста вершины Эвереста — до 0,53 мм в год. То есть высочайшая гора в мире по-прежнему продолжает расти в результате «акта пиратства» реки Арун десятки тысяч лет назад.

Как геологи нашли седьмой, ранее неизвестный континент, и где он находится, читайте здесь.