«Ирония судьбы, или С легким паром» — культовый фильм, без которого трудно было представить новогодний вечер в бывшем Советском Союзе. Премьеру фильма 1 января 1976-го посмотрели 100 миллионов зрителей. А когда картина вышла на большом экране, ее оценили больше семи миллионов жителей СССР.
Один из самых эмоциональных эпизодов фильма — сцена, где разъяренный Ипполит со словами «Не делайте из меня идиота!» выходит из квартиры Нади, садится в машину и едет по ночному Петербургу, после чего «Жигули» с ревнивым женихом внутри заваливает снегом из кузова грузовика.
Историю автомобиля Ипполита сетевому изданию Vokrugsveta.ru рассказала Елена Горькова, экскурсовод музея советского быта при отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР».
Успешный и представительный герой Юрия Яковлева водил ВАЗ-2103 — люкс отечественного автопрома, о котором многие советские граждане могли только мечтать. Впрочем, не совсем отечественного. Автомобиль разрабатывали на Волжском автозаводе совместно с компанией Fiat и получился лучше, чем итальянский Fiat-125, который туринские инженеры предлагали взять за образец.
Сложности при создании ВАЗ-2103, конечно были, но советские инженеры с ними справлялись. Например, чтобы не ставить итальянские фары, их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Когда на заводе возникли проблемы с размещением в фонарь задней фары квадратного катафота, заднюю фару просто поставили «вверх ногами».
Для передней оптики вначале ставили итальянские детали, потом чешские, но уже в 1976 году оптика стала полностью советской.
Роскошный для советского обывателя салон из импортных компонентов, сильный двигатель, благодаря которому автомобиль мог разогнаться до сотни всего за 19 секунд, использование шумопоглощающих материалов, улучшенная тормозная система и стильный экстерьер — все это сделало ВАЗ-2103 символом престижа, который подчеркивал высокий социальный статус владельца и стоил по тем временам огромных денег. В 1975 году цена такой машины составляла 7662 рубля. При этом даже наличие такой суммы, на которую можно было купить квартиру в Москве, не гарантировало возможность покупки — эти «Жигули» приобретали только по записи или в обход очереди, за взятку.
Автомобиль выпускался с 1975-го по 1987 год и до сих пор считается ценным раритетом. На нем ездили по несколько десятилетий целыми поколениями и даже сегодня его качество удивит современных автомобилистов. Убедиться в этом можно лично: в 30 километрах от Москвы, в отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР 3*», находится тот самый ВАЗ-2103, на котором Ипполит кружил по льду. Там же выставлен мотоцикл из не менее популярного в Советском Союзе фильма «Берегись автомобиля».
Кстати, когда Эльдар Рязанов решил экранизировать свой сценарий, на «Мосфильме» ему отказали. А Гостелерадио дало добро на съемки, и в итоге «Ирония судьбы…» стала одним из самых любимым фильмов в СССР.
Как «Жигули» в 70-е стали символом успеха и чем «русский итальянец» отличался от западного прототипа, читайте в статье Vokrugsveta.ru об истории первых ВАЗов.