Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Краткая история «русского итальянца» ВАЗ-2103

Если есть «Жигули», значит, жизнь удалась, рассуждали в 70-е. Разбираемся, почему Ипполит из «Иронии судьбы» водит именно ВАЗ-2103

1 июля 2024Обсудить
Краткая история «русского итальянца» ВАЗ-2103
Источник:
предоставлено Еленой Горьковой; коллаж: Александр Чатикян / Vokrugsveta.ru

«Ирония судьбы, или С легким паром» — культовый фильм, без которого трудно было представить новогодний вечер в бывшем Советском Союзе. Премьеру фильма 1 января 1976-го посмотрели 100 миллионов зрителей. А когда картина вышла на большом экране, ее оценили больше семи миллионов жителей СССР.

Один из самых эмоциональных эпизодов фильма — сцена, где разъяренный Ипполит со словами «Не делайте из меня идиота!» выходит из квартиры Нади, садится в машину и едет по ночному Петербургу, после чего «Жигули» с ревнивым женихом внутри заваливает снегом из кузова грузовика.

Краткая история «русского итальянца» ВАЗ-2103
Источник:
кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975 г., реж. Эльдар Рязанов)

Историю автомобиля Ипполита сетевому изданию Vokrugsveta.ru рассказала Елена Горькова, экскурсовод музея советского быта при отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР».

Успешный и представительный герой Юрия Яковлева водил ВАЗ-2103 — люкс отечественного автопрома, о котором многие советские граждане могли только мечтать. Впрочем, не совсем отечественного. Автомобиль разрабатывали на Волжском автозаводе совместно с компанией Fiat и получился лучше, чем итальянский Fiat-125, который туринские инженеры предлагали взять за образец.

Сложности при создании ВАЗ-2103, конечно были, но советские инженеры с ними справлялись. Например, чтобы не ставить итальянские фары, их производство начали осваивать на «Красном Октябре». Когда на заводе возникли проблемы с размещением в фонарь задней фары квадратного катафота, заднюю фару просто поставили «вверх ногами».

Для передней оптики вначале ставили итальянские детали, потом чешские, но уже в 1976 году оптика стала полностью советской.

Краткая история «русского итальянца» ВАЗ-2103
Источник:
Nikolay Gluhov / Alamy

Роскошный для советского обывателя салон из импортных компонентов, сильный двигатель, благодаря которому автомобиль мог разогнаться до сотни всего за 19 секунд, использование шумопоглощающих материалов, улучшенная тормозная система и стильный экстерьер — все это сделало ВАЗ-2103 символом престижа, который подчеркивал высокий социальный статус владельца и стоил по тем временам огромных денег. В 1975 году цена такой машины составляла 7662 рубля. При этом даже наличие такой суммы, на которую можно было купить квартиру в Москве, не гарантировало возможность покупки — эти «Жигули» приобретали только по записи или в обход очереди, за взятку.

Краткая история «русского итальянца» ВАЗ-2103
Источник:
Alexander Blinov / Alamy

Автомобиль выпускался с 1975-го по 1987 год и до сих пор считается ценным раритетом. На нем ездили по несколько десятилетий целыми поколениями и даже сегодня его качество удивит современных автомобилистов. Убедиться в этом можно лично: в 30 километрах от Москвы, в отеле «Дом творчества Гостелерадио СССР 3*», находится тот самый ВАЗ-2103, на котором Ипполит кружил по льду. Там же выставлен мотоцикл из не менее популярного в Советском Союзе фильма «Берегись автомобиля».

Кстати, когда Эльдар Рязанов решил экранизировать свой сценарий, на «Мосфильме» ему отказали. А Гостелерадио дало добро на съемки, и в итоге «Ирония судьбы…» стала одним из самых любимым фильмов в СССР.

Как «Жигули» в 70-е стали символом успеха и чем «русский итальянец» отличался от западного прототипа, читайте в статье Vokrugsveta.ru об истории первых ВАЗов.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения