Когда нужно что-то заклеить, закрепить или упаковать, нас нередко выручает клейкая лента, которую мы по привычке называем скотчем. Короткое и звучное слово «скотч» давно вошло в обиход, и мы уже не задумываемся, откуда оно возникло и почему у него «шотландские» корни ведь в переводе с английского «скотч» означает «шотландский».
Американское изобретение
Клейкая лента была придумана и впервые опробована в Америке в 20-х годах прошлого века. Там к ней и прилипло ее «шотландское» прозвище, ставшее впоследствии торговой маркой. Изобретение столь полезной вещи принадлежит Ричарду Дрю, сотруднику лаборатории компании Minnesota Mining and Manufacturing (ныне 3М), которая в ту пору специализировалась на производстве наждачной бумаги.
Во время испытаний новой наждачки в автопокрасочных мастерских Дрю подметил: чтобы уберечь не требующие окраски детали и части кузова машин, мастерам приходится здорово повозиться. В воображении Дрю возникла маскировочная лента, покрытая с одной стороны чудесным клеем, надежным и не оставляющим следов.
Поделившись своей фантазией с руководством компании и убедив его в полезности такого изобретения, молодой рационализатор собрал команду и взялся за дело. Трудились три года: все это время ушло на поиски подходящего состава клея для внутренней поверхности ленты. И, наконец, Дрю и компания решились представить в автомастерских свое ноу-хау — защитную бумажную ленту с клеящей поверхностью.
По прозвищу «скотч»
Правда, на «драгоценном» клее изобретатели решили сэкономить: ленту смазали только по краям, обойдя середину. И что же? Рабочие были не в восторге: лента не держалась, все время отваливалась — клея оказалось явно недостаточно. Послышались самые неодобрительные отзывы: новинку тут же приписали шотландцам в среде американцев этот народ славился крайней бережливостью, доходящей до скупости, а пренебрежительное «шотландский» означало «скупой», «скудный».
История создания «скотча» умалчивает, причастен ли хоть один шотландец к его изобретению, но за тем, первым, не слишком удачным образцом клейкой ленты закрепилось это сленговое прозвище — «шотландка». Дрю и его команда вскоре усовершенствовали ленту, снабдив ее необходимым количеством клея. А у компании ЗМ, в которой все это время трудился Дрю, хватило юмора извлечь пользу из неудачи и не ломать голову над названием нового бренда: зачем, ведь оно уже придумано и прижилось.
Так, в 1925 году на рынок выпустили улучшенную бумажную клейкую ленту под названием Scotch. Спустя четыре года Ричард Дрю взялся за разработку скотча на полимерной основе, стараясь теперь произвести нечто безукоризненное: прозрачная и водонепроницаемая лента должна была плотно прилегать к катушке и не оставлять следов на следующем слое.
Новый продукт поступил в продажу осенью 1930 года. Целлофановый скотч прекрасно подходил для запечатывания пищевых упаковок, но фирма принялась рекламировать его как чудо-инструмент для починки и ремонта изношенной одежды, порванных книг, сломанных игрушек и т. д. Неудивительно, что во времена Великой депрессии такая лента пользовалась большим спросом. Люди стали придумывать всевозможные способы ее применения. Говорят, на фермах скотчем заклеивали треснувшие индюшачьи яйца и накладывали птицам шины на сломанные лапы.
Автомеханики обматывали им ручки металлических инструментов, чтобы защитить руки в морозы. Плотники наносили ленту на клееную фанеру, чтобы избежать расщепления. Девушки прикрепляли скотчем корсажи к вечерним платьям. За почти век последователи Дрю напридумывали немало моделей скотча, а название торговой марки стало именем нарицательным и давно уже не нуждается в рекламе.