Почему так происходит? Альбина Собина, клинический и полимодальный психолог, преподаватель онлайн-института психологии Smart, рассказала Psychologies.
По ее словам, к некоторым вещам мы изменяем отношение с учетом личного опыта. Наш мозг делает это, чтобы легче определиться, как действовать в отношении объекта в будущем. Способы, позволяющие это сделать, — автоматизация и искажение по типу обобщения и ярлыка.
«Это актуально для предметов (имен, продуктов), которые очень популярны или, наоборот, редки и необычны. Цель автоматического отношения к ним очевидна — быстрее создать оценку, чтобы понимать, как относиться к объекту. В случае распространенных имен это позволяет не тратить много ресурсов на обдумывание, а в случае редких — знать заранее, как следует поступить. Это кажется ценным, а потому и быстро закрепляется в механизмах мышления», — объяснила Альбина Собина.
Свою роль могут сыграть подтвержденные социально стереотипы (в песнях, мемах, историях). Мы обобщаем и приклеиваем мысленный стикер на имя, чтобы знать, как на него реагировать, подчеркнула психолог.
«Наверняка в вашей жизни случались ситуации переоценки чего бы то ни было — продукта, вещи, местности. К именам стоит подходить так же, чтобы не потерять возможность составить реалистичное мнение о взаимодействии с их обладателями», — советует эксперт.