Мы не испытываем чувства щекотки, когда пытаемся пощекотать сами себя, из-за специфической реакции мозга. Если мы дотрагиваемся до своей кожи, мозг мгновенно рассылает по всему телу сигналы, временно подавляющие чувствительность к прикосновениям. Если бы этого не происходило, мы бы постоянно хихикали, просто почесав подмышкой или случайно проведя рукой по шее, считает немецкий нейробиолог Михаэль Брехт.
Брехт и его коллеги из Берлинского университета имени Гумбольдта уже многие годы изучают нейробиологическую природу смеха, щекотки и игривости. Наиболее загадочным феноменом среди них является щекотка.
До сих пор так и остается неясным, почему одно прикосновение воспринимается как щекотное, а другое — нет, и что при этом происходит в головном мозге. Непонятно также, почему одни люди сильнее реагируют на щекотку, чем другие, и почему одни части тела «щекотливее» других. Но больше всего исследователей интригует вопрос, почему мы не можем пощекотать сами себя.
В своем последнем по времени исследовании, результаты которого
Как и ожидалось, когда участники пытались щекотать самих себя, ничего не происходило — им не было ни щекотно, ни смешно. При этом исследователи заметили нечто странное: «самощекотание» делает щекотку со стороны другого человека не такой раздражающей.
Если вы, к примеру, будете щекотать подошву своей собственной ноги (а этот участок тела — чемпион по «щекотливости») вместе с кем-то еще, то вам будет почти не щекотно.
Этот эффект и позволил Брехту выдвинуть предположение, что все дело в снижении чувствительности кожи вследствие блокирующих сигналов со стороны мозга, которые тот рассылает по всему телу, чтобы мы не отвлекались на ненужные ощущения.