Авторы нового исследования из Тартуского университета в Эстонии показали на примере более 400 семей, что любая форма использования экрана вредна для развития речи у детей. В семьях, где проводят много времени, глядя в телевизоры, смартфоны или другие гаджеты, малышам от 2 до 4 лет тяжелее учиться говорить. Результаты исследования
В большинстве культур мира дети осваивают языковые навыки в общении со взрослыми: хотя они сами еще не умеют говорить и не могут активно поддержать беседу, все-таки люди ведут эти бесконечные разговоры со своими детьми, осознанно или нет. Но так мы передаем малышам свой словарный запас, грамматические структуры и другие умения, важные для развития речи. Появление в нашей жизни различных экранов может мешать качественному общению и, следовательно, обучению.
Ученые решили выяснить, есть ли эта взаимосвязь между экранным временем в семьях, типами экранной деятельности и языковыми навыками детей. Они собрали и проанализировали данные от 421 семьи о развитии речи у малышей от двух с половиной до четырех лет, а также об использовании всеми членами семьи различных «экранов».
Ученые обнаружили: чем больше времени взрослые проводили за экранами, тем больше это делали и дети. И тем слабее у них были словарный запас и грамматические языковые навыки.
Хотя авторы разделили виды экранного времени в исследовании на категории (видеоигры, компьютерные игры, самостоятельный просмотр фильмов/мультфильмов, совместный просмотр и другие), результаты анализа показали, что ни один из видов деятельности не влиял на развитие речи положительно. Самое сильное негативное воздействие оказывали видеоигры, причем независимо от того, играл в них отец, мать или сам ребенок.
Всемирная организация здравоохранения в
Авторы рекомендуют родителям планировать совместный досуг с ребенком так, чтобы создавать среду для развития речи. Особенно это касается выходных дней, поскольку, по статистике, в это время дети чаще предоставлены сами себе.
Что делать родителям, чтобы ребенок заговорил раньше, недавно выяснили другие ученые.