Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему некоторые дети начинают говорить позже сверстников? Очень простое (но научное) объяснение

Как выяснилось, технический прогресс тормозит естественное развитие малыша

13 сентября 2024Обсудить
Почему некоторые дети начинают говорить позже сверстников? Очень простое (но научное) объяснение

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

Источник:

Midjourney

Авторы нового исследования из Тартуского университета в Эстонии показали на примере более 400 семей, что любая форма использования экрана вредна для развития речи у детей. В семьях, где проводят много времени, глядя в телевизоры, смартфоны или другие гаджеты, малышам от 2 до 4 лет тяжелее учиться говорить. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Development Psychology.

В большинстве культур мира дети осваивают языковые навыки в общении со взрослыми: хотя они сами еще не умеют говорить и не могут активно поддержать беседу, все-таки люди ведут эти бесконечные разговоры со своими детьми, осознанно или нет. Но так мы передаем малышам свой словарный запас, грамматические структуры и другие умения, важные для развития речи. Появление в нашей жизни различных экранов может мешать качественному общению и, следовательно, обучению.

Ученые решили выяснить, есть ли эта взаимосвязь между экранным временем в семьях, типами экранной деятельности и языковыми навыками детей. Они собрали и проанализировали данные от 421 семьи о развитии речи у малышей от двух с половиной до четырех лет, а также об использовании всеми членами семьи различных «экранов».

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://scholar.google.com/citations?user=xOSe-lsAAAAJ&amp;hl=en">Тийя Тулвисте</a></p>

«Нам нужно было выяснить, как эта жесткая конкуренция между личным общением и временем, проведенным за экраном, влияет на языковое развитие ребенка. Наше исследование показывает, что модели использования экрана детьми схожи с моделями использования экрана их родителями».

Ученые обнаружили: чем больше времени взрослые проводили за экранами, тем больше это делали и дети. И тем слабее у них были словарный запас и грамматические языковые навыки.

Хотя авторы разделили виды экранного времени в исследовании на категории (видеоигры, компьютерные игры, самостоятельный просмотр фильмов/мультфильмов, совместный просмотр и другие), результаты анализа показали, что ни один из видов деятельности не влиял на развитие речи положительно. Самое сильное негативное воздействие оказывали видеоигры, причем независимо от того, играл в них отец, мать или сам ребенок.

Всемирная организация здравоохранения в рекомендациях указывает максимальное время перед экраном для детей от двух до пяти лет, и это не более часа в день. Однако, как показывали предыдущие исследования, во многих семьях малыши превышают этот предел уже пару десятилетий. С появлением и развитием сенсорных экранов доступ к устройствам стал еще проще, поэтому дети стали быстрее осваивать гаджеты. И воздействие экрана на малышей значительно увеличилось. Специалисты отмечают, что данные для исследования собирали в 2019 году, до пандемии COVID. Поэтому цифры могли увеличиться с тех пор.

Авторы рекомендуют родителям планировать совместный досуг с ребенком так, чтобы создавать среду для развития речи. Особенно это касается выходных дней, поскольку, по статистике, в это время дети чаще предоставлены сами себе.

Что делать родителям, чтобы ребенок заговорил раньше, недавно выяснили другие ученые.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения