Почему пауки-птицееды покрыты волосами? Ответ оказался простым и жутковатым

Арахнологи выяснили, кого боятся грозные ядовитые создания

5 сентября 2024Обсудить
Почему пауки-птицееды покрыты волосами? Ответ оказался простым и жутковатым

Птицеед вида Brachypelma hamorii, обитающий в Мексике.

Legion Media

Новое исследование команды арахнологов из Финляндии, США и Канады портит грозную репутацию больших пауков-птицеедов (которых в европейских языках зачастую всех называют тарантулами, хотя в биологии тарантулы — это другая группа членистоногих). Результаты работы показали, что пауки-птицееды очень социальные — ученые выявили более шести десятков различных связей с другими животными. Также оказалось, что пышная волосатость птицеедов — это эволюционная защита. От кого, рассказали ученые в исследовании, опубликованном в Журнале естественной истории.

Из многочисленных наблюдений за хищными муравьями-кочевниками или легионерами (Dorylinae), известно, что они охотятся на живых пауков. Однако также исследователи замечали, что, оказавшись в норах южноамериканских пауков-птицеедов, муравьи почему-то не трогают ни самих взрослых особей, ни их потомство. Вместо этого они поедают остатки старой пищи в норе и таким образом помогают паукам — делают уборку в их жилище. Ученые предполагали, что муравьи игнорируют потенциальную добычу, потому что у пауков-птицеедов может быть какая-то защита.

В новой работе арахнологи проанализировали недавние полевые наблюдения и предыдущие научные исследования более 30 таксонов пауков-птицеедов (Theraphosidae), обращая внимание на их отношения с другими видами. Специалисты обнаружили 63 случая тесных взаимодействий, в том числе крайних форм симбиоза — мутуализма, когда видам не просто выгодно жить вместе, но и жизненно необходимо.

Почему птицееды волосатые?

А вот отношения птицеедов с кочевыми муравьями авторы назвали довольно жестокими. Хищные насекомые могут живьем съесть большого и страшного для многих животных ядовитого паука. Но нельзя сказать, что съесть, «не поперхнувшись». Авторы пришли к выводу, что хотя муравьи находят много объедков в норах птицеедов, они все еще остаются опасными для хозяев. Поэтому пауки «отрастили» эволюционную защиту — густой волосяной покров.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.utu.fi/en/people/alireza-zamani">Алиреза Замани</a></p>

«Густые волосы, покрывающие тело птицееда, мешают муравьям укусить или ужалить паука. Мы считаем, что волосатость, возможно, развилась как защитный механизм».

Также пауки приспособились прятать в шерсти свое потомство, чтобы не дать муравьям добраться до него. Авторы отметили, что менее волосатые виды, например, древесные пауки-птицееды, более уязвимы для муравьев, поэтому им приходится изобретать другие стратегии защиты. Арахнологи наблюдали в Перу, как один из них, Avicularia hirschii, висел на кончике листа, спасаясь от хищников, пока те не закончат охоту и не уйдут.

С другими животными у птицеедов оказались более «теплые» отношения. Например, с амфибиями пауки дружат в десяти странах: лягушки и жабы селятся в паучьих норах, потому что для них это надежное убежище и защита от своих хищников. Взамен они поедают насекомых, которые могут нанести вред пауку, его яйцам и молодому потомству.

А муравьи, в свою очередь, оберегают тлю ради сладкого напитка.