Лидеры стран и другие политические деятели нередко отпускают сомнительные шутки и делают грозные заявления, которые, вопреки своей неоднозначности, вызывают одобрение публики.
Вот лишь пара знаменитых примеров.
1959 год, CCCP
24 июля лидер СССР Никита Хрущев впервые пригрозил «показать кузькину мать» американцам
Это случилось, когда Хрущев встретился с вице-президентом США Ричардом Никсоном в парке «Сокольники» накануне открытия первой в СССР американской выставки. Ясно было, что зрелище комфортного и технически обеспеченного заокеанского быта поразит неизбалованных советских людей.
Лидер СССР, напирая на то, что он простой парень, а не лощеный адвокат вроде собеседника, на фоне американского изобилия бравировал статусом ядерной державы и будущими достижениями своей страны. В тот день, подкрепляя собственный тезис, что «мы не мух ноздрями бьем», первый секретарь ЦК КПСС и пообещал таинственное: «В нашем распоряжении есть средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!»
Переводчики были в замешательстве. «Мать Кузьмы», как перевели этот пассаж поначалу, могла быть чем угодно — от простой идиомы до кодового названия секретного оружия. Как раз тогда, с 1954 по 1961 год, в Советском Союзе шла разработка термоядерной авиационной бомбы АН602, известной также под названием «Царь-бомба». Впоследствии, когда фраза Хрущева стала достоянием общественности, бомбу также стали называть «Кузькина мать».
1984 год, США
11 августа президент США Рональд Рейган в радиоэфире заявил: «Бомбардировка России начнется через пять минут»
У слушателей перехватило дух. Это было традиционное субботнее обращение президента. Его речь должна была начинаться словами: «Мои соотечественники американцы, я рад сообщить, что сегодня подписал указ, позволяющий ученикам, входящим в религиозные группы, пользоваться правом, которого у них не было слишком долго, — свободой собираться в государственных средних школах во внеклассные часы». Но Рейган думал, что эфир еще не начался, и решил пошутить.
40-й президент США был известен антикоммунистическими взглядами и агрессивной внешней политикой, особенно в отношении СССР. Это нашло отражение в одном из знаменитых политических символов того времени: с момента создания атомной бомбы стрелка символических часов Судного дня на обложке журнала Bulletin of Atomic Scientists показывала, сколько минут осталось до мирового ядерного катаклизма. И за первый президентский срок Рейгана она сдвинулась с семи до трех минут, отделяющих человечество от критической точки.
Шутка о бомбардировке едва не вылилась в международный скандал. Но народ США оценил ее иначе — в том же году Рейгана переизбрали на второй срок.
Так почему же политики используют грубые шутки?
Ответ: на фоне нестабильной ситуации образ «свойского парня» особенно эффектен.