Формула уюта
Дом — полная чаша. Мы стремимся сделать наш быт таким, чтобы в доме было всё необходимое. Иногда в наших жилищах появляются вещи, которыми мы пользуемся раз в год. Или вообще не пользуемся. Такие предметы создают впечатление «заполненности» жизни, успешности. Но об этом не сегодня.
Есть, пожалуй, три предмета бытовой техники, которые сразу создают ощущение уюта и обжитости пространства. Это чайник, пылесос и стиральная машинка. Возможно, для вас, дорогой читатель, эти три вещи уюта могут быть другими, а может быть, список можно расширить и до пяти пунктов, добавив микроволновку и холодильник. Всё это верно. Ключевые моменты создания комфортной жизни в наших домах уже безусловно решены через материальные объекты. (Мы живем в эпоху зарождающейся глокализации и активно действующей кастомизации, поэтому нам не слишком близок термин «промышленные изделия», но нового слова пока нет, поэтому простите мне обыденное «материальное». — Прим. авт.)
Когда жизнь приводит нас в магазины бытовой техники, мы видим ширину и вместительность некоторых позиций ассортимента. Это и есть наиболее востребованные в обществе изделия. Про чайники, возможно, мы с вами еще поговорим, хотя мне кажется, что про них сказано уже буквально все. Сегодня наш взор обратится на пылесосы.
Какое же это удобное, важное и нужное изобретение, согласитесь! И сколько его модификаций мы видим сегодня, от больших промышленных до миниатюрных ручных аналогов. И как же пройти мимо «умной» техники, которая самостоятельно обслуживает вверенную ей территорию, лишь изредка обращаясь к человеку, чтобы заменить мусорный контейнер да помыть малыша-робота.
Исключить человека
Но так ли было всегда? Труд по очистке жилого пространства одна из важнейших функций гигиены среды. Нам хорошо и безопасно там и тогда, где нет скопления пыли, уличной грязи и прочего мусора. А еще нам хорошо, когда это не тяжкий труд с метлой или веником наперевес (а когда и без швабры — вовсе предел мечтаний!), быстрый и максимально эргономичный для человека.
Все изменилось в XX веке с освоением двигателя. Возможность создавать движение и энергию в одном небольшом устройстве позволило внедрить во многие человеческие процессы новые приборы, которые стали частично самостоятельно выполнять сложные человеческие задачи, а частично — облегчать труд, если человека как оператора из задачи исключить было нельзя.
В XX веке не представлялось возможным исключить человека из процесса уборки пространства. Это продиктовано и интеллектуальностью процесса (А вы как думали? Это не чистая механика движения слева направо. Это настоящая бытовая аналитика: выстроить оптимальный путь, оценить, насколько чисто получилось и не стоит ли «пройтись» по этому месту еще раз, и еще множество задач. — Прим. авт.), и его сложной, не повторяющейся в разных локациях траекторией перемещения. (Квартира на квартиру не приходится, и если тот же блендер достаточно включить, ведь вне зависимости от чаши он будет двигаться по заданной окружности, то у пылесоса таких простых решений нет. — Прим. авт.)
Оператор пропал из непосредственно процесса уборки только сейчас, когда у роботов пылесосов образовался «ум». Но это уже другая история.
Учесть тысячу мелочей
Представьте, вы проектировщик в середине XX века, ваше предприятие решает сделать передовую разработку — пылесос! Вы воодушевлены задачей помочь людям и сделать труд советских хозяек (мы патриотично говорим про историю отечественной индустрии) легче! Вы направляетесь с совещания, где поставили эту задачу, в ваше инженерное бюро внутри предприятия. Садитесь за свой стол, достаете чистый лист бумаги и… Начинаете думать!
Нет ничего сложнее в области дизайна, чем создавать объекты, у которых нет аналогов. Нет ничего сложнее, но нет и ничего интереснее этой задачи! Вам приходится отталкиваться в своей работе в таком случае от двух вещей (ведь вы работаете по знаменитой теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера, систематизировавшего процесс мыследятельности при проектировании): от конфигурации механизмов и типа работы предполагаемого пылесоса, а также от идеального сценария взаимодействия человека и будущего объекта.
Спустя время на листке бумаги вы зарисуете первые концепции, ведь вы прекрасно себе представляете быт советских хозяек — благодаря массовому производству абсолютно всех изделий и стандартам строительства типовых зданий вы точно можете предположить, с какими трудностями сталкивается хозяйка, к примеру, при хранении, а также каким будет приблизительный путь по квартире, где будет мебель с открытым пространством над полом и как же добраться до этих труднодоступных мест? Еще позже вы пройдете несколько уровней согласования проекта, он неминуемо и не раз претерпит изменения, уточнения, но сохранит изначальное концептуальное решение.
Мне бы хотелось похвалить вас как производителя и проектировщика еще и за то, что вы продумаете схему ремонта и обслуживания этой техники настолько хорошо, что эти пылесосы будет продолжать работать долгое время и в Российской Федерации, а заменят их, скорее всего, по причине исключительно страны производства (не Германия же и не Италия), допускаем еще вероятность замены по моральному устареванию и отсутствию функции автопилота.
Возможно, та концепция, что вы нарисовали себе в голове, — одна из двух ярчайших (исключительно мнение автора, потому что моделей было однозначно больше) по своей оригинальности конфигураций советских пылесосов. Мне они очень нравятся своей отсылкой к покорению космоса, абсолютно галактическим футуризмом и отсутствием привязки к бренной материальной культуре, которой характерна устойчивость, гравитация и тяготение к пирамидальному построению мобильных объектов.
Поиграем в уборку
Первый образец — это пылесос «Сатурнас», или «Сатурн», в зависимости от того, на каком языке его обозначать. Пылесос был спроектирован и изготовлялся в Литве, которая тогда, как мы помним, была частью Советского Союза.
Почему он так сильно цепляет? Благодаря игривости формы. В современном дизайне есть подход «игрофикация», когда объекты нам интересны не только своей функциональностью и эстетикой, но словно вовлекают нас в небольшую игру, что в разы повышает позитив от трудоемкого и монотонного процесса.
И нельзя отрицать, что «Сатурн» является образцом высокой эстетики. Гармония элементов, их выдержанность в стилистике — все это создает запоминающийся образ.
Также этот пылесос — пример процесса, построенного от дизайна. Работая в современном промышленном цикле, я слабо представляю настолько сумасшедшего конструктора, который бы пришел к дизайнеру и сказал: «А давай всё уберем в сферическую форму!». Нет, эти ребята, наоборот, любят упрощать поставленные дизайнером задачи, приводя все к простой граненой форме.
И если сегодня верхом прогрессивности предприятия считается ситуация, когда дизайнеры и конструкторы начали работать над проектом одновременно (при этом вполне обычная история, что к дизайнерам приходят в самом конце, когда конструктор уже зашлифовал внутреннюю компоновку и дизайнеру нужно «натянуть» на это дизайн), то пылесос «Сатурн» был изначально создан как художественный образ и уже потом — сконструирован.
Прицеливаясь к будущему
Еще один образец футуристической советской истории пылесосов — «Чайка-10», обладающая совершенно другой конфигурацией корпуса. Здесь мы видим достаточно длинное изделие, вытянутое вдоль горизонтальной поверхности пола.
Необычная форма тоже отсылает нас к логически правильному процессу разработки изделия. «Чайка-10» — это длинная эволюция изделия от первой «ракетоподобной» модели до технологического передовика, у которого вертикальное сечение сменилось с окружности на квадрат со скруглениями (не иначе, конструкторы убедили). Эволюция любого объекта связана с совершенствованием технологий — усиление двигателя и изменение его габаритов неминуемо приведет к цепной реакции изменений во всем изделии. Неизменными остаются концепция конфигурации изделия и концепция его основного сценария работы (ведь в процессе добавляются новые полезные сценарии, к примеру, автосматывание шнура).
Приведенные формы кажутся нам необычными, а, может быть, даже нелогичными в современной квартире, ведь мы живем уже в совершенно другой парадигме «умных» домов и построение наших изделий чаще всего идет от принципа автономности его работы. Однако мне кажется, что такие формы изделий не теряют своей актуальности во времени, ведь вещи, спроектированные в концепции футуризма, останутся для нас актуальными до тех пор, пока мы не освоим космос.