Если быть особенно внимательным во время путешествий, можно заметить немало удивительных деталей. Вот и голландец Махил Снейп, побывавший недавно в Узбекистане, обратил внимание на один любопытный момент: стены домов в кишлаках оказались облеплены коровьим навозом.
Животных в кишлаках Узбекистана вообще немало, и у каждого есть свое предназначение. Ишаков используют для тяжелых работ и поездок. Собак — для охраны домов. Коз, куриц, баранов и коров — для еды. Но у коров в кишлаках есть еще одна функция — они производят не только всем известное молоко, но и навоз. И «коровяк», как выяснилось, можно использовать не только для соревнований в духе «кто дальше кинет». В Узбекистане им облепляют стены домов со стороны улицы.
Сразу и не догадаешься, зачем это нужно, поэтому Махил спросил у местных. И те объяснили, что навоз — это не только ценный мех очень удобное и полезное средство, которое помогает людям зимой не замерзнуть. Во-первых, навоз, налепленный на стену, обеспечивает теплоизоляцию. Во-вторых, зимой, когда становится совсем холодно, можно оторвать пару лепешек, закинуть их в печь и таким нехитрым образом согреть дом изнутри.
А дома в кишлаках довольно просторные. Узбеки живут большими семьями, любят принимать гостей, поэтому однокомнатных «апартаментов» в провинции вы не найдете — минимум трехкомнатные. И все эти квадратные метры нужно как следует протопить.
С центральным отоплением в кишлаках так себе, поэтому в домах стоят электрические батареи. Но и от традиционных печей здесь никто не спешит избавляться. Узбекская печь представляет собой яму в полу, над которой стоит стол. И под него очень удобно засунуть ноги. Ведь, как мы помним, голову надо держать в холоде, а ноги — в тепле. Особенно приятно это сделать во время сна. Ну а тем, кто простудился — так вообще сам бог велел. Местные жители говорят: одна ночь ногами у печки, и простуды как ни бывало.
Впрочем, глубинка может удивить в любой стране. За примером далеко ходить не надо — в соседнем Таджикистане можно встретить такие АЗС, которые больше напоминают заброшенные будки.