Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему власть преследует художников?

Для этого у некоторых режимов есть веские причины

Обсудить
Почему власть преследует художников?
Источник:
Legion Media

Вот два примера борьбы с инакомыслием в искусстве в КНР и СССР.

CCCP, 1974 год

15 сентября в московском районе Беляево открылась выставка художников-авангардистов, которую в тот же день разогнали

Почему власть преследует художников?

Выставка нонконформистов на пустыре возле пересечения улиц Профсоюзной и Островитянова собрала около 500 зрителей

Источник:

Владимир Сычев

Единственным идеологически верным направлением в советском искусстве был соцреализм, а художникам- авангардистам не разрешали выставляться даже в кафе. Нонконформисты Оскар Рабин и другие, а также поэт и журналист Александр Глезер решили устроить выставку под открытым небом на юго-западе Москвы.

В день мероприятия Глезера с Рабиным пыталась задержать милиция по ложному обвинению в краже часов. В это время выставку начали разгонять люди в штатской одежде и с плакатами «Все на субботник!», хотя было воскресенье. Бульдозеры и поливальные машины двинулись в сторону расставленных на треногах картин, холсты топтали и бросали в самосвалы. Собравшиеся были в ужасе.

На следующий день художники рассказали об инциденте журналистам, и в западной прессе поднялась волна возмущения. Директор галереи Тейт Норман Рид в знак протеста отменил визит в СССР. Власти пошли на попятный и в конце сентября позволили художникам-авангардистам выставить картины в Измайловском парке. Преследования нонконформистов в Союзе не прекратились, но появился прецедент успешного противостояния художников системе.

KHP, 1979 год

27 сентября в Пекине открылась уличная выставка арт-группы «Звезды». На следующий день ее закрыла полиция

Почему власть преследует художников?

Скульптура Ван Кэпина «Молчание» — одна из самых ярких и остросоциальных работ, участвовавших в выставке 1979 года

Источник:

K. Y. Cheng/South China Morning Post via Getty Images

Со смертью Мао Цзэдуна и арестом «банды четырех» в 1976 году в Китае закончилась и «культурная революция». Партийный диктат в культуре ослаб, но не прекратился. Движение за свободу творчества началось в конце 1970-х с образования пекинской арт-группы «Звезды» (Xingxing). Когда Союз художников КНР отказал в помещении для экспозиции, 23 молодых художника из «Звезд» выставили скульптуры прямо на тротуаре и вывесили картины на ограде парка возле Национальной галереи искусств.

На следующий день полиция запретила мероприятие. «Звезды» ответили Маршем протеста 1 октября, в тридцатую годовщину провозглашения КНР, с транспарантом «Требуем демократии и свободы искусства!». За арт-группу вступилась пресса, причем не только зарубежная, и власти уступили и разрешили «Звездам» выставляться официально. Позже, однако, репрессии продолжились, многие художники из «Звезд» эмигрировали, и признание пришло к ним за рубежом, особенно к самому известному диссиденту китайского искусства Ай Вэйвэю. Тем не менее акция 1979 года стала примером для всех нонконформистов Китая.

Так почему власть преследует художников?

Ответ: искусство мощно влияет на массовое сознание

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения