Вот два примера борьбы с инакомыслием в искусстве в КНР и СССР.
CCCP, 1974 год
15 сентября в московском районе Беляево открылась выставка художников-авангардистов, которую в тот же день разогнали
Единственным идеологически верным направлением в советском искусстве был соцреализм, а художникам- авангардистам не разрешали выставляться даже в кафе. Нонконформисты Оскар Рабин и другие, а также поэт и журналист Александр Глезер решили устроить выставку под открытым небом на юго-западе Москвы.
В день мероприятия Глезера с Рабиным пыталась задержать милиция по ложному обвинению в краже часов. В это время выставку начали разгонять люди в штатской одежде и с плакатами «Все на субботник!», хотя было воскресенье. Бульдозеры и поливальные машины двинулись в сторону расставленных на треногах картин, холсты топтали и бросали в самосвалы. Собравшиеся были в ужасе.
На следующий день художники рассказали об инциденте журналистам, и в западной прессе поднялась волна возмущения. Директор галереи Тейт Норман Рид в знак протеста отменил визит в СССР. Власти пошли на попятный и в конце сентября позволили художникам-авангардистам выставить картины в Измайловском парке. Преследования нонконформистов в Союзе не прекратились, но появился прецедент успешного противостояния художников системе.
KHP, 1979 год
27 сентября в Пекине открылась уличная выставка арт-группы «Звезды». На следующий день ее закрыла полиция
Со смертью Мао Цзэдуна и арестом «банды четырех» в 1976 году в Китае закончилась и «культурная революция». Партийный диктат в культуре ослаб, но не прекратился. Движение за свободу творчества началось в конце 1970-х с образования пекинской арт-группы «Звезды» (Xingxing). Когда Союз художников КНР отказал в помещении для экспозиции, 23 молодых художника из «Звезд» выставили скульптуры прямо на тротуаре и вывесили картины на ограде парка возле Национальной галереи искусств.
На следующий день полиция запретила мероприятие. «Звезды» ответили Маршем протеста 1 октября, в тридцатую годовщину провозглашения КНР, с транспарантом «Требуем демократии и свободы искусства!». За арт-группу вступилась пресса, причем не только зарубежная, и власти уступили и разрешили «Звездам» выставляться официально. Позже, однако, репрессии продолжились, многие художники из «Звезд» эмигрировали, и признание пришло к ним за рубежом, особенно к самому известному диссиденту китайского искусства Ай Вэйвэю. Тем не менее акция 1979 года стала примером для всех нонконформистов Китая.
Так почему власть преследует художников?
Ответ: искусство мощно влияет на массовое сознание