Что такое время, субъективная это материя или объективная, и почему оно всегда течет для нас по-разному? На этом поле сломано немало копий: спорят ученые, философы, писатели. Венгерские исследователи из Университета Этвоша Лорана решили частично ответить на этот вопрос, изучив, как на восприятие времени влияет возраст людей. Статья, в которой описываются результаты эксперимента,
Для участия в исследовании пригласили 138 человек: их поделили на «дошкольников» (4-5 лет), «школьников» (9-10) и «взрослых» (от 18 и старше). Каждому из них включили два видеоролика, которые длились не дольше минуты. Один представлял собой остросюжетную историю о том, как полицейский спасает животных и задерживает воришку, в другом всю минуту несколько человек плывут на лодке.
После просмотра участников спросили, какое видео длиннее. Две трети дошкольников посчитали, что длиннее был ролик про полицейского; три четверти взрослых утверждали, что греблю показывали нестерпимо долго. Результаты школьников разделились, но примерно с семи лет они, как правило, придерживались «взрослого» взгляда. Вероятно, именно в семь лет мы приобретаем присущее взрослым чувство времени.
Почему время для нас то ускоряется, то замедляется?
Ответы респондентов ученые объяснили с помощью эвристики — это совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Главный принцип в данном случае: чем больше малыш может рассказать о мультфильме, тем более длинным он показался маленькому зрителю.
Взрослые же воспринимают происходящее в соответствии с концепцией абсолютного времени Ньютона, которое течет в своем темпе и которое можно измерить. Однако после семи лет мы в большей степени ориентируемся на собственное восприятие, не сверяясь с часами.
На скучном семинаре или в очереди в поликлинике время тянется бесконечно, а когда событий слишком много, оно стремительно проносится и мы чувствуем его недостаток. Именно поэтому эпизод с лодкой подавляющему числу взрослых показался затянутым.
Ранее ученые из Ливерпуля предложили свою версию, почему ребенку 45 минут урока кажутся вечностью, а взрослые могут не заметить, как пролетел целый год.