Почему мне кажется, что меня вот-вот разоблачат?
Знакомо ли вам ощущение, что вас вот-вот хлопнут по плечу и спросят:
«А что вы, собственно, тут делаете?»
Ну здравствуй, синдром самозванца!
В 1978 г. психологи Полин Клейнс и Сьюзен Аймс описали «синдром самозванца» — феномен, нередко встречающийся у самых успешных женщин. Согласно исследованию, которое шло 5 лет, многие женщины считают, что их успех объясняется исключительно везением, случайностью или ошибками руководителей, а их способности переоценены. Полин Клейнс даже разработала шкалу для количественной оценки переживаний, связанных с синдромом самозванца.
Исследователи начали изучать этот синдром, и сегодня мы знаем о нем немало. Впервые он был описан у женщин, но у мужчин встречается даже чаще, согласно одному исследованию, в котором приняли участие академические ученые и университетские преподаватели (среди людей науки синдром самозванца особенно широко распространен).
Результаты исследований показывают, что с синдромом самозванца хотя бы раз в жизни сталкивались 70% людей. Стоит отметить, что этот феномен — не «синдром» в медицинском смысле. По словам Полин Клейнс, если бы она могла вернуться в прошлое, то не использовала бы термин «синдром». Правильнее говорить про «ощущение самозванства» — оно знакомо практически всем и не является психическим расстройством.
Все сюда!
Есть один важный аспект синдрома самозванца: каждый из нас думает, будто он единственный, кто им страдает. Слушая внутренний голос, твердящий о неуверенности в себе, мы ошибочно полагаем, что такое происходит только с нами. На самом деле каждый слышал его хотя бы раз в жизни.
Оливия Фокс Кабейн, известный бизнес-тренер и специалист по вопросам лидерства, каждый год спрашивает свежеиспеченных студентов Гарвардской школы бизнеса, знаменитой своим жестким отбором: кому из вас кажется, что вы — единственная ошибка приемной комиссии? И две трети аудитории поднимают руки.
(Но, конечно, несколько смущает мысль, что все вокруг, возможно, самозванцы. Все-таки хотелось бы верить, что люди, которые водят самолеты, делают операции, выносят приговоры в суде и управляют страной, достаточно компетентны.)
У людей, страдающих синдромом самозванца, есть несколько общих черт. В большинстве своем «самозванцы» вполне успешно справляются со своим делом, хотя и считают себя некомпетентными. Более того, многие из них добиваются выдающихся успехов… не считая их, впрочем, своей заслугой. Несмотря на многочисленные объективные свидетельства их достижений, они уверены, что находятся не на своем месте, поэтому вечно ожидают разоблачения.
К числу других особенностей страдающих синдромом самозванца относятся страх неудачи и склонность приписывать свои успехи везению, ошибке или личному обаянию. Кроме того, таким людям все время кажется, что они производят на окружающих ложное впечатление. Среди «самозванцев» встречаются и перфекционисты, но иногда они могут пасть жертвой прокрастинации и повышенной тревожности.
«Самозванцы» часто стремятся выделиться, стать лучшими в своем деле, более успешными по сравнению с другими. Интересно, что они жаждут одобрения и признания, но, добившись их, чувствуют себя неловко (поскольку уверены, что их заслуги тут нет).
Как уже говорилось, синдром самозванца характерен для обоих полов, хотя мужчины и женщины реагируют на него по-разному. Женщины обычно стараются показать себя, поэтому трудятся более усердно, а мужчины избегают ситуаций, где могут проявиться их слабые стороны.
Притворяйтесь, пока не получится
Как преодолеть ощущение несоответствия способностей и достижений? Самый распространенный совет — «притворяйтесь, пока не получится». Притворитесь, что чувствуете себя спокойно и уверенно, не обращайте внимания на мучительные сомнения. Совет неплохой, но ждать, «пока не получится», придется долго.
Печальная ирония синдрома самозванца: чем выше ваше положение, тем острее необходимость осваивать нечто новое — и, следовательно, растет риск почувствовать себя не на своем месте. Карьерный рост — отнюдь не гарантированный способ избавиться от синдрома самозванца.
Существует и множество других рекомендаций по преодолению этого синдрома. Стоит поучиться принимать комплименты и делиться с окружающими своими ощущениями. И, главное, помните, что считать себя самозванцем — это нормально. Полезно также не зацикливаться на результатах работы, а делать упор на получение новых знаний и опыта.
Важна мысленная установка: если главное для вас — результат, любая ошибка будет восприниматься как подтверждение вашей несостоятельности. Но, если сосредоточиться на развитии, ошибки воспринимаются как неизбежная составляющая обучения.
А если все эти советы не помогают, остается черпать мужество в словах Джессики Коллетт, специалиста по синдрому самозванца: этим синдромом, замечает она, чаще всего страдают не истинные самозванцы, а «талантливые и трудолюбивые люди».
Почему я не мастер своего дела?
Упражнения рождают мастерство. Но сколько нужно упражняться, чтобы стать мастером? Некоторые верят в «правило 10 000 часов»: чтобы стать специалистом в какой-либо области, нужно посвятить ей 10 000 часов. В чем подвох?
В 1993 г. шведский психолог Андерс Эрикссон и его коллеги исследовали, как обучаются студенты-скрипачи элитной Академии музыки Западного Берлина. Что делает скрипача не просто «очень хорошим», а выдающимся? Вывод был прост: чтобы добиться виртуозной игры, нужно заниматься не менее 10 лет. Чем больше вы трудитесь, тем лучше будете играть.
Волшебное число
Но откуда взялась эта цифра — 10 000 часов? Исследование Эрикссона показало, что к 20 годам лучшие скрипачи успевают посвятить игре на скрипке в среднем 10 000 часов, а просто «очень хорошие» — 7 800 часов.
А в 2008 г. вышла книга канадского журналиста и поп-социолога Малкольма Гладуэлла «Гении и аутсайдеры». Гладуэлл решил выяснить, что помогло выдающимся людям — Биллу Гейтсу, участникам группы The Beatles — добиться такого успеха. В чем секрет? По мнению Гладуэлла, именно в 10 000 часов практики. Например, в 1960–1962 гг. The Beatles отыграли в Гамбурге тысячи концертов. К моменту возвращения в Англию они провели на сцене более 10 000 часов.
Словом, «правило 10 000 часов» начало жить своей жизнью и вскоре стало общепризнанным. Волшебное число — 10 000 часов — указывало на волшебный порог. Как же его преодолеть? Трудиться в течение 10 лет по 4 часа в день 5 дней в неделю.
Однако результаты исследований разбили это правило в пух и прах. Ничего удивительного — путь к мастерству далеко не так прост. Прежде всего правило не учитывает, что практика практике рознь. Механическое повторение чего бы то ни было в течение 10 000 часов ничего вам не даст — вы просто устанете и заскучаете.
Важны не столько накопленные часы, сколько так называемая осознанная практика, включающая консультации со специалистами (кто-то должен следить за вашими успехами и исправлять ошибки).
И, разумеется, универсальной формулы успеха не существует. Вернемся к исследованию, посвященному обучению игре на скрипке: 10 000 часов — это лишь средняя величина. Иными словами, одни студенты занимались куда меньше 10 000 часов, а другие — больше 25 000 часов.
Если не практика, то что?
Позднее ученые проанализировали результаты множества исследований, чтобы понять, какую роль играет практика в овладении мастерством. Так, в исследовании, опубликованном в 2016 г., рассматривалась связь между осознанной практикой (грамотными тренировками) и результативностью в различных видах спорта. Оказалось, что тренировки повышают результативность лишь на 18%.
Более того, проанализировав успехи самых выдающихся спортсменов, ученые обнаружили, что тренировками объясняется всего 1% разницы в результативности. Еще одно исследование показало, что в случае музыкантов и шахматистов практикой объясняется не более трети разницы в успехе.
Практика, конечно, важна, но это далеко не все. Огромное значение имеют такие факторы, как гены, личностные особенности, доступ к наставничеству (а также готовность следовать советам). «Правило 10 000 часов» давно развенчано.
Почему я помню то, чего не было?
Подводит память? На нее многие жалуются. Но, возможно, все еще хуже, чем вы думаете. Если у вас есть воспоминание о событии, это еще не означает, что событие действительно произошло.
Неудивительно, что какие-то события мы помним смутно. Например, один ученый просил испытуемых рассказать о событиях 11 сентября 2001 г. — спустя почти два месяца после трагедии. В частности, он спрашивал, видели ли они в тот день по телевизору, как первый самолет врезается в первую башню? Большинство респондентов (75%) уверенно ответили, что видели репортаж именно 11 сентября. Казалось бы, все логично, вот только видеозапись была показана по телевидению лишь на следующий день. Крошечная деталь — и при этом прекрасная иллюстрация того, как память водит нас за нос.
Исследования показывают, что пробелы между реальными воспоминаниями нам свой ственно заполнять множественными домыслами и предположениями. Мы бессознательно достраиваем свои воспоминания. Эмоциональная память подводит реже, но от «мусора» не застрахован ни один вид памяти. Искаженные воспоминания становятся причиной споров и могут подвести на викторине. Но ведь они правдивы хотя бы отчасти, да? А вот и нет!
Понравилось летать на воздушном шаре?
Намного сильнее, чем искаженные воспоминания о реальных событиях, пугают воспоминания о том, чего на самом деле не было. Сегодня ученые знают, как навязать ложные воспоминания. Оказывается, это несложно, особенно если речь идет о внушаемых людях. Какие ложные воспоминания можно внушить? Очевидно, легко заставить человека «вспомнить» какую-нибудь мелкую деталь события, свидетелем которого он был. Большинство из нас и так с трудом вспоминают подробности пережитого!
Но при определенных условиях можно внушить людям полностью ложные воспоминания. В ходе одного опыта испытуемым показывали фотомонтаж — якобы их подлинные фотографии, сделанные во время полета на воздушном шаре. Затем психологи обращались к управлению воображением — так называемому наведению образов, и… вуаля!
Половина участников эксперимента «вспомнила» воздушное путешествие, которого не было. Столь же успешно ученые заставили испытуемых «вспомнить», как на свадьбе они случайно опрокинули на родителей невесты чашу с пуншем (чего, разумеется, тоже не было).
Участников другого эксперимента попросили вспомнить как можно больше подробностей вымышленного происшествия из их детства, когда они якобы потерялись в магазине.
Около 30% испытуемых «вспомнили», как потерялись, а некоторые даже расцветили «воспоминания» яркими деталями (например, как им помогали добрые взрослые). Фальшивые воспоминания были менее подробными, чем настоящие, однако испытуемые все же были убеждены, что происшествие имело место.
Вы преступник? А вы уверены?
Можете ли вы вообразить, что признаетесь в преступлении, которого не совершали? Это маловероятно, но, как показали результаты исследований, все же возможно.
В рамках одного исследования несколько человек ложно обвинили в том, что они сломали компьютер, нажав не на ту клавишу во время эксперимента, посвященного якобы изучению скорости их реакции. Все «обвиняемые» были ни в чем не виноваты. Сначала все дружно отрицали свою вину. Но когда «свидетель» сообщил, будто видел, как они нажимали на клавишу, многие почувствовали себя виноватыми, признались в «преступлении» и начали формировать о нем «воспоминания» — уже собственные.
В ходе другого эксперимента 70% испытуемых удалось убедить в том, что в подростковом возрасте они совершили вооруженное нападение и загремели в полицию. А около половины из них даже подробно рассказали, как это было. Стоит кому-нибудь авторитетному дать внушаемым людям соответствующую установку — и дело сделано.
Разумеется, не застрахованы от ложных воспоминаний и свидетели реальных преступлений. В ряде экспериментов, проведенных еще в 1970-х гг., студентам показывали фотографии ДТП — наезда автомобиля на пешехода. Далее им давали дополнительную информацию о происшествии — как правдивую (автомобиль имел право ехать без остановки), так и ложную (автомобиль должен был уступить дорогу пешеходу).
Согласно результатам, «свидетели» интегрировали дополнительную информацию в свои воспоминания о виденной фотографии. Получившие ложную информацию, как правило, утверждали, что на снимке был знак, предписывающий водителю пропустить пешехода.
Что же это меняет для правовой системы, учитывая значимость признательных показаний при расследовании преступлений? Многое. Необходимо принимать в расчет возможность внушения ложных воспоминаний. В частности, допросы подозреваемых (и свидетелей) следует проводить очень, очень тщательно.
Как вспомнить то, что действительно было?
Можно ли отличить истинные воспоминания от ложных? С большим трудом. Если ложные воспоминания укоренились в мозгу, их уже почти не отличить от истинных.
Вам поможет подтверждение со стороны: если хотите удостовериться, что какое-то событие действительно произошло, поищите надежных свидетелей, которые могут подтвердить истинность ваших воспоминаний. Заодно вы сможете с радостью убедиться, что у вас есть хотя бы один друг с прекрасной памятью!
Отрывок из книги Джен Мартин «Это просто я: Как наука объясняет наши странности и привычки». М.: Издательство Альпина Паблишер, 2023.
Читайте книгу целиком
Порой к самопознанию нас подталкивают не философские, а вполне бытовые вопросы: как мы принимаем решения? Почему страдаем от прокрастинации и любим фильмы ужасов (ведь они же страшные)? Отчего нам так трудно избавиться от дурных привычек и укрепить полезные? Правда ли, что с годами время движется быстрее? И зачем, наконец, мы так часто врем по мелочам? В своей работе ученая из Мельбурнского университета Джен Мартин, вооружившись данными современных научных исследований, дает ответы на эти и сотню других вопросов.