«Почтенные старцы» мира пернатых: что мы знаем о седых птицах лунях

Эти пернатые хищники отличаются изяществом и ловкостью — редкая добыча ускользнет из их цепких когтей

11 октября 2024Обсудить

Часто в пословицах, мифах или сказках пернатые символизируют различные человеческие качества. Так, орел воплощает гордость, стриж — скорость, попугай — болтливость. А вот лунь ассоциируется со старостью, сединой. Недаром, существует выражение «седой как лунь». Vokrugsveta.ru рассказывает, почему эту хищную птицу прозвали седой и чем интересны представители семейства луней.

Луни

Circus

«Почтенные старцы» мира пернатых: что мы знаем о седых птицах лунях

Самец полевого луня (Circus cyaneus)

Класс — птицы
Отряд — ястребообразные
Семейство — ястребиные
Род — луни

В мире насчитывается 16 видов луней, причем шесть из них встречаются на территории России. Все они выглядят элегантно: относительно небольшое, изящное тело, маленький, загнутый по-ястребиному книзу клюв, устремленные вперед большие глаза, широкий хвост и длинные ноги, вооруженные острыми когтями.

Для всех луней характерны длинные крылья, которые во время парения или планирования образуют подобие широкой буквы V. Самки луней заметно крупнее самцов и могут достигать массы 400 граммов. У многих видов они окрашены в буро-коричневые тона.

А вот в оперении самцов зачастую преобладают белесые оттенки. К примеру, самцы полевого луня к трем годам буквально седеют. Степной лунь также выделяется на фоне неба белизной своих крыльев и брюшка. Впрочем, у болотного луня седина затрагивает лишь голову. Самцы некоторых видов носят седую перьевую бородку и бакенбарды, что добавляет им сходства с почтенными старцами.

Охотники открытых пространств

Седина в перьях луней вовсе не означает, что они стары и стремятся только погреть бока на солнышке. Напротив, их энергии, ловкости и силе могут позавидовать даже молодые спортсмены.

Самка полевого луня

Луни ежедневно летают над полями, лугами, степными просторами и болотами, чтобы состязаться в скорости с многочисленными грызунами, мелкими птахами, ящерицами. Они способны подолгу парить в небе, высматривая добычу, а потом в мгновение ока пронзить ее своими острыми когтями. Благодаря длинным ногам им ничего не стоит схватить мышь, спрятавшуюся среди высоких травянистых зарослей.

«Летает он, как бы качаясь в воздухе, почти касаясь земли. То паря, высоко поднявши вверх крылья, то ускоряя свой полет ленивыми взмахами крыльев, летит лунь по избранной им дороге, направляясь преимущественно к ручью, канаве или ряду кустарников. Иногда он уклоняется от главного направления вправо или влево или кружит по одному месту, несколько раз стремительно опускается на землю, как будто хватает добычу, но, поднявшись, продолжает свой путь. Летает, как бы качаясь, вокруг верхушек деревьев, над рядами кустов, по ту или другую их сторону, несется над лугом или нивой и, наконец, возвращается, описывая большие дуги, к исходному пункту своих странствований», — поэтично писал о полевом луне натуралист Альфред Брем.

Американский лунь (Circus hudsonius) во время охоты

Промахнувшись, луни не преследуют жертву, а гордо взмывают ввысь, продолжая искать новую возможность для атаки. Подобно японским мастерам иайдо — искусства опережающего удара мечом, луни предпочитают скоротечную схватку.

Болотный лунь, обладающий силой ястреба, периодически нападает на уток или ондатр. Не прочь он полакомиться и птенцами водоплавающих птиц. Неудивительно, что охотники считают его своим конкурентом, а зря. Ведь луни, в том числе и болотные, уничтожают тысячи грызунов, чем приносят огромную пользу сельскому хозяйству.

Болотный лунь (Circus aeruginosus) добывает утку при сильном встречном ветре

Гнездовые хлопоты

Половозрелыми луни становятся в 2-3 года. Во время брачных игр самцы танцуют в воздухе, стараясь привлечь внимание самок. Те в свою очередь время от времени присоединяются к воздушным балам.

«Почтенные старцы» мира пернатых: что мы знаем о седых птицах лунях

Пара луговых луней (Circus pygargus) в полете

Большинство видов луней не привязываются к определенным участкам — они просто гнездятся там, где есть больше добычи. Гнезда луни обустраивают на земле, среди высоких трав и зарослей кустарника. При изобилии пищи пары спокойно относятся к гнездящимся неподалеку сородичам. В таких случаях могут формироваться разреженные колонии луней.

Но из двух этих правил есть исключение — болотный лунь предпочитает гнездиться в одних и тех же местах, посреди болот, по берегам рек. Иногда его гнезда располагаются у самой кромки воды или даже на ее поверхности. Они достигают 1 метра в диаметре и состоят из ивовых прутьев, веток, сухих трав. При этом болотные луни ревностно оберегают гнездовые участки и только в исключительных случаях живут рядом с родней.

Как правило, самки луней откладывают от 3 до 8 яиц и насиживают их почти месяц. В это время самцы заботливо приносят избранницам корм. Птенцы появляются на свет с интервалом в несколько дней зрячими, покрытыми пухом, довольно энергичными и прожорливыми. Родители неустанно продолжают выкармливать их в течение примерно 6 недель. Это самый трудный период в жизни малышей. Птенцы постарше стараются оттеснить младших братьев и сестер, съесть побольше. У слабых птенцов обычно мало шансов выжить в этом противостоянии.

«Почтенные старцы» мира пернатых: что мы знаем о седых птицах лунях

Птенцы болотного луня в гнезде

Пережившие «трудное детство» луни становятся ловкими охотниками и откочевывают осенью в более теплые края. В среднем они живут около 16 лет. Однако известны случаи, когда в зоопарках луням удавалось прожить гораздо дольше.