Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

Авторы цифровых полотен вдохновляются творениями древнерусских зодчих, иконописцев и других мастеров

30 декабря 2024Обсудить
Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

«Из серии Lemix», Кирилл Рейв

Источник:

Михаил Померанцев

В столичном музее Китая в Пекине хранится более 200 тысяч экспонатов, многие из которых были найдены во время археологических раскопок. Оригинальная архитектура здания — навесная крыша, характерная для традиционного китайского зодчества, каменная панель на внешней стене, ассоциирующаяся со стенами древнего Китая, и при этом использование стекла и металла, бронзы, дерева и камня символизируют, по мнению создателей проекта, «гармоничное объединение прошлого и настоящего, истории и современности».

Осенью это пространство к тому же превратилось и в территорию трансформации русского кода: в одном пространстве музея соединились «Русская душа» древнерусской живописи и традиционного искусства золотого века из фондов Третьяковской галереи и бунтарский дух новых технологий медиа-арта начала XXI века из проекта «Под куполом», реализованного Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и VK с помощью VS Gallery.

На одном полюсе традиционные работы таких русских классиков, как Айвазовский, Перов, Саврасов, Куинджи, Суриков. А на другом — цифровые полотна, созданные современными художниками Даниилом Зуевым, Данилой Карамушкиным, Степаном Терещенко, Аристархом Чернышевым, Дмитрием Шабалиным, Julia Cyberflora, Kirill Rave, Meta Rite, Rinatto l’bank и YOmoYO.

И в этом сопоставлении нет противоречия: «Любое искусство — созданное в XXI веке или 800 лет назад — может находиться в абсолютной гармонии. Искусство — это язык, способ выражения, переживания, связанный с осмыслением современной реальности. Когда-то и те художники, которые создавали архитектурные объекты, фрески, белокаменную резьбу Суздаля, создавали это как современное и новаторское искусство», — поясняет Екатерина Проничева, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Какие современные художники переосмыслили наследие, заложенное в традиционном искусстве и в древнерусском городе с 1000-летней историей?

Лемехи Суздаля и фракталы

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

Суздальский кремль

Источник:

Artem Podporin / iStock

Суздаль является уникальным по насыщенности памятниками архитектуры на квадратный километр — полноценный градостроительный ансамбль, в котором удалось сохранить практически все, что было создано великими мастерами прошлого.

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

Пример использования лемеха на куполах в Суздале

Источник:

Fabio Lavarone / iStock

Исследуя историческую архитектуру, Кирилл Рейв обратил внимание, что жители Суздаля по-прежнему строят дома, стараясь сохранить диалог с традиционной деревянной архитектурой. Резьба по дереву трансформируется и переосмысляется новыми мастерами, которые используют родственные элементы с авангардной геометрией и даже минимализмом.

Поэтому темой работы Кирилла Рейва стала «пересборка архитектуры» с помощью цифрового искусства. Его фокус при создании серии Lemix был направлен на сотворение чего-то абсолютно нового на базе традиционного деревянного зодчества. Художник представил, как могли бы выглядеть новые памятники архитектуры в Метавселеной.

С помощью нейросетей ему удалось скрестить фотографии традиционных зданий с «русской черепицей» лемехом (деревянными слегка изогнутыми дощечками в форме лопатки, служащими для покрытия глав шатров и других округлых форм) с цифровой эстетикой — фракталами, а также добавить музыкальные темы, записанные в храмах Суздаля.

Страшный суд и Неувядаемый Цвет

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

«Про цветение», Аристарх Чернышев

Источник:

Михаил Померанцев

Представление о наступлении Страшного суда связывалось у людей той эпохи с жестокостью монголо-татарского нашествия. В серии «Про цветение» современный медиахудожник Аристарх Чернышев взял за основу храмовые фрески о грядущем воздаянии за грехи и изобразил их в виде алчущих химер.

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

«Страшный суд», Андрей Рублев, 1408 г.

Источник:

Успенский собор, Владимир

У Андрея Рублева химеры фигурируют во фреске Успенского собора во Владимире, на которой в виде грифона, медведя, льва и рычащего рогатого зверя изображены четыре «погибельных царства». Рублев заключает царства в круг, символизирующий повторяемость греха до обретения христианства.

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

Икона «Богоматерь Неувядаемый Цвет», XVII в.

Источник:

Государственная Третьяковская галерея

Аристарх Чернышев рядом с порочными химерами создает фигуру, состоящую из прекрасных цветов — словно сошедшую с редкой иконы «Богоматерь Неувядаемый Цвет», на которой Богородица изображалась с прекрасными райскими цветами.

Кокошник Владимирской губернии

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

«Коруна», Юлия Низамутдинова

Источник:

Михаил Померанцев

Julia Cyberflora (Юлия Низамутдинова) в своей работе «Коруна» интерпретирует элемент русского народного костюма. Художница берет за основу треугольную форму кокошника Владимирской губернии.

Такие кокошники носили с наклоном вперед, а острые концы-откосы оставались сзади. Их декорировали жемчугом, золотом и бисером. Сияющие переплетения центральной части цифрового кибер-кокошника Julia Cyberflora словно вторят знаменитой Владимирской тиаре Марии Павловны — супруги великого князя Владимира Александровича.

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

Фотопортрет Марии Павловны (1854-1920) в тиаре (вариант с жемчугом)

Источник:

Public domain

Под куполом: как современные художники интерпретируют русский культурный код

Кокошник из коллекции Натальи де Шабельской (1841–1905 гг.)

Источник:

Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art

Тиару княгиня получила в качестве свадебного подарка, а впоследствии вывезенную из России драгоценность выкупила у дочери Марии Павловны королева Великобритании Мария Текская. По наследству Владимирская тиара перешла ее внучке — королеве Елизавете II.

Фото: Михаил Померанцев; ISTOCKPHOTO; Михаил Померанцев; Государственная Третьяковская галерея; Успенский собор, Владимир; BROOKLYN MUSEUM COSTUME COLLECTION AT THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения