Чего только не найдешь на сайтах объявлений. Но отдельные экземпляры способны впечатлить даже искушенных покупателей. Например, автомобиль-амфибия Ford GPA 1942 года выпуска. Его хозяин не уточняет, при каких обстоятельствах ему достался этот впечатляющий трофей, но говорит, что это настоящий музейный экспонат на колесах. И мы в этом ни капли не сомневаемся.
Владелец чудо-автомобиля, выставивший его на продажу, говорит, что 83-летний Ford GPA еще нужно реставрировать, но даже в этом состоянии на нем можно ездить. И плавать.
«Отреставрирован на 75-80%. На ходу. Надо доукомплектовать и немного доделать. Стоит на учете», — описывает диковинку продавец.
Пробег автомобиля — 4225 километров. Это примерно как от Москвы до Берлина и обратно.
Краткая история автомобиля-амфибии Ford GPA
Автомобили Ford GPA сходили с конвейера в США с 1942-го по 1943 год. Они предназначались для разведки и для инженерных работ на воде. Необходимость в них появилась из-за того, что во время Второй мировой США были оторваны от главных театров военных действий, и нужна была техника, которая доставляла бы солдат с больших кораблей к удобным для десантирования пологим берегам. Автомобили-амфибии стали, на взгляд инженеров того времени, идеальным решением.
На подготовку производства ушло все лето 1942-го, и 9 сентября с конвейера сошли первые серийные образцы. На вооружение образец приняли 23 октября. Поскольку военное руководство США запланировало первые крупные морские десантные операции в Средиземном море на побережье Северной Африки как раз на это время, масштабных испытаний образца в войсках не проводили. Так что конструктивные недостатки получилось выявить непосредственно в бою.
Боевое крещение Ford GPA прошел в ноябре 1942 года во время операции «Торч», когда американские и британские войска высадились на побережье Алжира и Марокко. Также его использовали в 1943 году при высадке союзных войск в Сицилии, в 1944-м — при высадке на побережье Нормандии.
Во время немногочисленных операций, в которых принимали участие автомобили-амфибии, выяснилось, что осадка на воде у загруженного GPA слишком большая, а борта — низкие. Из-за этого на море амфибию могло элементарно затопить. Еще один недостаток — высокое давление колес на грунт. По этой причине машины часто застревали в прибрежном песке на небольшой глубине.
По сути GPA вышел элементарно непригодным для морского десантирования, но таких машин наштамповали без малого 13 тысяч. Выход в США нашли один — раздарить государствам антигитлеровской коалиции. Больше всего моделей досталось СССР — 3230 автомобилей.
У Красной армии, в распоряжении которой до этого времени не было легких машин-амфибий, относительно Ford GPA сложилось совершенно противоположное впечатление. Дело в том, что основной театр военных действий, где советские войска сражались с Вермахтом, представлял собой сушу с частыми реками, озерами и другими водными преградами. И здесь-то автомобиль-амфибия пригодился как нельзя лучше.
Есть все основания полагать, что модель, которую теперь продает владелец, как раз одна из тех трех с лишним тысяч, что достались СССР.
Стоит это чудо-техники 8,9 миллиона рублей. Насчет торга владелец ничего не говорит. Но если воспринимать лот не только как машину, но и как музейный экспонат, возможно, он даже продешевил.
Находится автомобиль в Лобне, но при желании на нем можно добраться в любой регион России хоть по суше, хоть по воде. В пару к нему можно взять еще и летающий автомобиль, мы как раз узнали, когда стартует их производство и сколько они будут стоить.