Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Под Москвой продают военную машину-амфибию 1942 года выпуска. Сколько теперь стоит легендарный Ford GPA?

Несколько тысяч таких машин США подарили СССР в годы Второй мировой, и, вероятно, это одна из них

15 января 2025Обсудить
Под Москвой продают военную машину-амфибию 1942 года выпуска. Сколько теперь стоит легендарный Ford GPA?
Источник:

Revierfoto via Legion Media

Чего только не найдешь на сайтах объявлений. Но отдельные экземпляры способны впечатлить даже искушенных покупателей. Например, автомобиль-амфибия Ford GPA 1942 года выпуска. Его хозяин не уточняет, при каких обстоятельствах ему достался этот впечатляющий трофей, но говорит, что это настоящий музейный экспонат на колесах. И мы в этом ни капли не сомневаемся.

Владелец чудо-автомобиля, выставивший его на продажу, говорит, что 83-летний Ford GPA еще нужно реставрировать, но даже в этом состоянии на нем можно ездить. И плавать.

«Отреставрирован на 75-80%. На ходу. Надо доукомплектовать и немного доделать. Стоит на учете», — описывает диковинку продавец.

Пробег автомобиля — 4225 километров. Это примерно как от Москвы до Берлина и обратно.

Краткая история автомобиля-амфибии Ford GPA

Автомобили Ford GPA сходили с конвейера в США с 1942-го по 1943 год. Они предназначались для разведки и для инженерных работ на воде. Необходимость в них появилась из-за того, что во время Второй мировой США были оторваны от главных театров военных действий, и нужна была техника, которая доставляла бы солдат с больших кораблей к удобным для десантирования пологим берегам. Автомобили-амфибии стали, на взгляд инженеров того времени, идеальным решением.

Под Москвой продают военную машину-амфибию 1942 года выпуска. Сколько теперь стоит легендарный Ford GPA?
Источник:
CPC Collection

На подготовку производства ушло все лето 1942-го, и 9 сентября с конвейера сошли первые серийные образцы. На вооружение образец приняли 23 октября. Поскольку военное руководство США запланировало первые крупные морские десантные операции в Средиземном море на побережье Северной Африки как раз на это время, масштабных испытаний образца в войсках не проводили. Так что конструктивные недостатки получилось выявить непосредственно в бою.

Боевое крещение Ford GPA прошел в ноябре 1942 года во время операции «Торч», когда американские и британские войска высадились на побережье Алжира и Марокко. Также его использовали в 1943 году при высадке союзных войск в Сицилии, в 1944-м — при высадке на побережье Нормандии.

Под Москвой продают военную машину-амфибию 1942 года выпуска. Сколько теперь стоит легендарный Ford GPA?
Источник:
Getty Images

Во время немногочисленных операций, в которых принимали участие автомобили-амфибии, выяснилось, что осадка на воде у загруженного GPA слишком большая, а борта — низкие. Из-за этого на море амфибию могло элементарно затопить. Еще один недостаток — высокое давление колес на грунт. По этой причине машины часто застревали в прибрежном песке на небольшой глубине.

По сути GPA вышел элементарно непригодным для морского десантирования, но таких машин наштамповали без малого 13 тысяч. Выход в США нашли один — раздарить государствам антигитлеровской коалиции. Больше всего моделей досталось СССР — 3230 автомобилей.

Под Москвой продают военную машину-амфибию 1942 года выпуска. Сколько теперь стоит легендарный Ford GPA?

Генерал-лейтенант Майлз Демпси и генерал-майор Перси Хобарт во время учений, 1 мая 1944 года. Сзади офицеров британской армии виден Ford GPA.

Источник:

piemags/ww2archive via Legion Media

У Красной армии, в распоряжении которой до этого времени не было легких машин-амфибий, относительно Ford GPA сложилось совершенно противоположное впечатление. Дело в том, что основной театр военных действий, где советские войска сражались с Вермахтом, представлял собой сушу с частыми реками, озерами и другими водными преградами. И здесь-то автомобиль-амфибия пригодился как нельзя лучше.

Есть все основания полагать, что модель, которую теперь продает владелец, как раз одна из тех трех с лишним тысяч, что достались СССР.

Стоит это чудо-техники 8,9 миллиона рублей. Насчет торга владелец ничего не говорит. Но если воспринимать лот не только как машину, но и как музейный экспонат, возможно, он даже продешевил.

Находится автомобиль в Лобне, но при желании на нем можно добраться в любой регион России хоть по суше, хоть по воде. В пару к нему можно взять еще и летающий автомобиль, мы как раз узнали, когда стартует их производство и сколько они будут стоить.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения