Экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея обнаружила под Суздалем погребения XI века. Распашка земель в течение многих веков полностью сгладила курганы, которые насыпали на местах погребений, и могильники X–XII веков стали «невидимыми».
Опознать такой курган можно только при помощи современных методов полевой археологии, ГИС и геофизических разведок, сообщили «Вокруг света» в Институте археологии РАН.
Сейчас в некрополе найдено свыше 150 предметов из разрушенных погребений. В их числе три боевых топора, византийская монета (милиарисий императора Василия II, 977–989 гг.), западноевропейская монета (денарий императора Оттона III, 983–1002 гг.), две восточные монеты.
Обнаружены многочисленные детали мужских поясов (накладки, наконечники, пряжки), браслеты, перстни и подвески, которые были частями женского убора, а также круглая ажурная подвеска с плетеным орнаментом, относящаяся к украшениям скандинавского круга.
Археологи исследовали десять могил, в большинстве из которых, судя по украшениям (височные кольца, стеклянные бусы, подвески к ожерелью), были похоронены женщины. В состав погребального инвентаря входили также железные ножи и керамические сосуды — их оставляли в ногах погребенных.
Особый интерес для археологов представляют два погребения. В одном из них была раскопана массивная шумящая подвеска-конек мерянского (владимирского) типа. Это характерное украшение поволжско-финского облика, но находка из-под Суздаля удивила ученых своими размерами и качеством художественного исполнения. Таких подвесок не находили в окрестностях уже несколько десятков лет, рассказали в ИА РАН.
В этом же погребении были обнаружены трехбусинные височные кольца — элементы славянского женского костюма. Сочетание двух названных украшений в одном погребении — значимая деталь для понимания культуры Суздальской земли в XI веке, отмечают ученые.
Во второй могиле археологи обнаружили останки мужчины, у колена которого находился боевой топор. Погребения с оружием в древнерусских могильниках встречаются нечасто.
Ранее археологи поставили диагнозы жителям средневекового Ополья.