Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Подделка или копия? Как родилась древняя культура фейков в Китае

И как она связана с китайскими рынками

23 декабря 2024Обсудить
Подделка или копия? Как родилась древняя культура фейков в Китае
Источник:

kiryl / Unsplash

Бронислав Виногродский — китаевед, переводчик, писатель и музыкант, один из главных популяризаторов китайской культуры и чайной культуры в России. В этом году в издательстве «Эксмо» у Виногродского вышла новая книга подарочное издание «Лао-цзы и Сунь-цзы. Главные китайские трактаты», а уже в марте следующего года он впервые организует авторское путешествие в Китай вместе с бюро DaDa Travel, гостей которого ждет погружение в аутентичную культуру Китая.

Мы поговорили с Брониславом о китайских рынках и феномене фейков — столетия назад и в наши дни. Далее текст от первого лица.

Как появились фейки

Культура фейков в Китае имеет древние корни, она формировалась на протяжении тысячелетий. Уже в XIV веке, во времена династии Мин, современники жаловались, что найти настоящий нефрит практически невозможно — кругом одни подделки.

Подделка или копия? Как родилась древняя культура фейков в Китае
Источник:

Simon Hurry / Unsplash

<p>Бронислав Виногродский</p>

Интересно, что со временем эти подделки сами становились антикварными предметами, приобретая историческую ценность. Так, подделки стали частью многовековой традиции.

История развития фейков неразрывно связана с другим феноменом китайской культуры — рынками. Изначально рынки создавались людьми из «цзяньху», сообщества странствующих торговцев, ремесленников, артистов и авантюристов, живущих вне общественных иерархий, потому что они как никто умели привлечь публику. Ведь рынок «живёт» только там, где есть большие скопления людей! Здесь не только торговали разными товарами, от лекарств и предметов быта до домиков для сверчков, но и пересказывали исторические романы, трапезничали и встречались со знакомыми.

Подделка или копия? Как родилась древняя культура фейков в Китае

Изделия мастеров на антикварном рынке Паньцзяюань в Пекине

Источник:

Serg Balak / Unsplash

Современные рынки перенеслись в многоэтажные здания, но их содержание осталось прежним. На рынке Паньцзяюань в Пекине или в антикварных кварталах Гуанчжоу по-прежнему можно найти благовония, чай, камни и предметы культуры, пообедать и побеседовать. Это всё те же центры жизни и общения, только в новом антураже.

И сегодня, как столетия назад, на рынке нетрудно встретить большое количество подделок. Среди них — копии известных западных брендов смартфонов, одежды и бытовой техники. Флагманские китайские производители также сталкиваются с проблемой фейков, борьба с которыми ведется, но не слишком успешно: искусство подделок — огромный бизнес.

Какие бывают подделки

Вообще, в Китае существует своя классификация подделок: «цзядэ» (ложная подделка, фальшивка) и «фандэ» (имитация, копия). Если первые всегда используют материал дешевле оригинала, то вторые играют роль копии и вполне могут быть выполнены из более дорогих и качественных материалов. Нередко копия может иметь и цену выше оригинала: это зависит и от качества исполнения, и от сырья, и от места покупки, и от таланта продавца.

Подделка или копия? Как родилась древняя культура фейков в Китае
Источник:

Emmanuel Appiah / Unsplash

Копии, превосходящие оригинал, можно встретить, например, в традиционных китайских промыслах — таких, как резьба по камню. Здесь грань между оригиналом, копией и подделкой бывает очень тонка и определить ее под силу только специалистам. Копии бывают настолько искусны, что сами становятся предметами коллекционирования. Случаются и курьезные эпизоды: однажды вещь, которую я сам считал изящной подделкой, купленной мною за копейки, специалисты признали оригиналом.

Если говорить о подделках в широком смысле, то китайцы относятся к вопросу фейков проще, чем мы. В целом, они считают, что современные товары не несут в себе особой ценности, в отличие от древних. Эта позиция основывается на высказывании Конфуция: «хао гу» — «любить древность». Китайцы убеждены, что раньше предметы всегда создавались по назначению, а значит, были эффективными и функциональными, что выгодно отличает их от современных вещей, которые часто не несут в себе никакой ценности, кроме претензии на оригинальность.

По этому поводу я часто вспоминаю притчу из Чжуан-цзы. Однажды конфуцианский учёный предложил старику, который обрабатывал поле и носил воду, сделать водяное колесо — механизм. На что тот ответил: «Я не то чтобы не знаю о механизмах, но мой учитель говорил, что тот, кто использует механические приспособления, тот действует механически. Кто действует механически, у того механический ум, а у кого механический ум — тот никогда не постигнет истину».

«Главные китайские трактаты в эксклюзивном оформлении» Лао-Цзы Цзы, Сунь Цзы

В книгу включены два главнейших текста древнего Китая в переводе и с комментариями Бронислава Виногродского.
16+

«Главные китайские трактаты в эксклюзивном оформлении» Лао-Цзы Цзы, Сунь Цзы
Реклама. www.chitai-gorod.ru

Фото Бронислава Виногродского: Fotofelix59 / Игорь Катаев, CC BY-SA 4.0, через Викисклад

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения