Поднимем бокалы за метеорит: древний виноград смог выжить только благодаря вымершим динозаврам, обнаружили ученые

Оказывается, огромные ящеры просто не давали лозам расти

2 июля 2024Обсудить

Палеоботаники из Филдовского музея естественной истории (США) с коллегами обнаружили самые древние окаменелости виноградных косточек в Западном полушарии. Находка показывает, что виноград начал процветать и распространяться по всему миру после массовой гибели динозавров 66 миллионов лет назад.

В общей сложности ученые открыли 9 видов доисторического винограда возрастом от 60 до 19 млн лет. Они описаны в исследовании в журнале Nature Plants.

Старейшей мире окаменелости виноградной косточки 66 миллионов лет, и она была найдена в Индии в 2013 году. После этого американские ученые более десятилетия искали следы этого растения в своей части света. Первый ископаемый виноград нашли во время полевого исследования в Колумбийских Андах. Затем еще 8 новых видов описали по окаменелостям из других мест Колумбии, Панамы и Перу.

По словам специалистов, совсем не случайно возраст самых ранних находок винограда в Индии и Южной Америке совпадает со временем вымирания динозавров. Примерно тогда, 66 миллионов лет назад, гигантский метеорит Чикшулуб врезался в Землю и вызвал череду событий, изменивших жизнь на планете.

Авторы нового исследования объясняют это так: гигантские рептилии, которые до того господствовали на суше, «прореживали» леса. Передвигаясь, они могли валить деревья, ломать ветви, вытаптывать более низкие растения. Тропические леса были гораздо более «открытыми», чем сегодня, что не позволяло разрастаться и распространяться вьющимся растениям.

После исчезновения крупных наземных динозавров, лес постепенно восстановился и стал более густым, считают палеобиологи. Состав растений в нем тоже менялся, они образовали многослойную экосистему, каждое находило свою нишу – появился подлесок и навес.

«Примерно в это время в летописи окаменелостей мы начинаем видеть больше растений, которые используют лианы для лазания по деревьям, как виноград», — рассказала автор исследования Фабиани Эррера, помощник куратора отдела палеоботаники Филдовского музея естественной истории.

Новые леса конца мелового периода, вероятно, стали идеальным местом для процветания древнего винограда, который мог теперь виться по деревьям. Также распространению его семян могли способствовать птицы и мелкие млекопитающие. Их разнообразие и количество тоже выросло после вымирания крупных хищников.