Подземный водяной лифт: чего мы не знали о строительстве пирамиды Джосера в Египте?

Ученые предполагают, что древние египтяне использовали сложную гидравлическую систему

31 июля 20241

James Morris via Legion Media

Шестиярусная четырехсторонняя ступенчатая пирамида высотой 62 метра, известная как пирамида Джосера, была построена около 4700 лет назад в Саккаре — селении примерно в 25 километрах к югу от современного Каира. Археологи давно задавались вопросом, как же древние рабочие совершили такой архитектурный подвиг до появления крупной техники, бульдозеров и кранов — для строительства пирамиды потребовалось 330 400 м3 камня и глины.

Поскольку пирамида расположена недалеко от давно исчезнувшего рукава Нила, французские ученые предполагают, что древние египтяне использовали воду. Согласно исследованию, опубликованному на портале ResearchGate, архитекторы могли спроектировать «современную гидравлическую систему», включающую плотину, водоочистную станцию и гидравлический грузовой лифт.

Чтобы гидросистема работала, вода должна была течь из Нила к плотине, простирающейся на два километра в длину и имеющей стены шириной 15 метров. Предполагается, что плотина отфильтровывала любые отложения до того, как вода пойдет вниз по течению к очистному сооружению, известному как «Глубокая траншея». На объекте должно было быть несколько резервуаров, на дне которых оставались эти осадки.

Оттуда ряд подземных трубопроводов должен был проводить воду на глубину 28 метров под пирамидой к водяному лифту. Согласно заявлению Палеотехнического института CEA, исследовательского центра во Франции, сила воды, скапливающейся в центральном колодце, использовалась для того, чтобы камни перемещались вверх и вниз по шахте, доставляя тяжелые строительные материалы рабочим, которые строили пирамиду в форме вулкана.

«Это действительно гигантское сооружение, и оно показывает, что вода была топливом, использующимся для строительства пирамиды, — сказал ведущий автор исследования Ксавье Ландро.

«Лифт должен был иметь циклы наполнения и опустошения, которые позволяли бы камням подниматься на строительный уровень подобно вулкану», — рассуждает эксперт.

Ландро считает, что это был не первый раз, когда древние египтяне использовали воду для перемещения грузов: по Нилу часто перевозили строительные материалы.

Однако не все убеждены, что египтяне использовали гидравлическую систему для строительства пирамиды.

«С научной точки зрения их гипотеза совершенно не доказана, — отмечает Юлия Будка, археолог из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана. — А сами они в конце статьи говорят, что для более точного понимания необходимо будет провести геологические исследования и анализы проб как внутри, так и за пределами рассматриваемых территорий гидросистемы».

Почему египтяне передумали облицовывать пирамиду Менкаура гранитными блоками, Vokrugsveta.ru рассказывал ранее.