Времена, наступившие после падения Западной Римской империи, считаются одними из самых смутных. Европа превратилась в гигантский «проходной двор», по которому беспрепятственно прокатывались, словно волны, нашествия все новых варварских племен.
Сначала это были германцы, потом к концу IV века к границам империи прибыли свирепые гунны — потомки кочевого народа хунну, некогда населявшего степи к северу от Китая. Но гуннская «волна» быстро иссякла — их великий властитель Аттила умер в 453 году, а потом созданное им государство стремительно развалилось. А во второй половине VI века в Европу пришли авары. Правда, они уже успели к шапочному разбору наследия античной цивилизации.
Тайна вархонитов
У современных ученых до сих пор нет единого мнения относительно происхождения и этнической принадлежности аваров. Ясно только одно — явились они в Европу, как и гунны, откуда-то из Азии.
Одни исследователи считают аваров родственниками монголов и даже изображают их выходцами из Жужаньского каганата, существовавшего в IV–VI вв. на территории современной Монголии. Другие полагают, что авары принадлежат к угорской семье народов. Третьи доказывают, что авары — тюрки. Четвертые выводят их в особый тунгусо-маньчжурский этнос, когда-то населявший обширное междуречье Амура и Енисея. Пятые уверены, что авары относятся к ираноязычным народам.
Сторонники этих пяти разных версий привлекают в доказательство самые разные доводы — и лингвистические, и антропологические, и палеогенетические.
Авары пользовались письменностью рунического типа, до сих пор не разгаданной. Их знать, скорее всего, была по расовому типу монголоидами, но далеко не все авары принадлежали к монголоидной расе. Даже средневековые писатели путаются, считая одних аваров «настоящими», а других — «псевдоаварами».
Разгадка же заключается в том, что авары, судя по всему, единым народом не являлись. Это был союз самых разных племен, нараставший по принципу снежного кома по мере продвижения с востока на запад. Ядром же этого союза стало племя, называвшееся вархонитами, — примерно 20 тысяч вооруженных всадников и их семьи.
Слово «вархониты» не имеет однозначной трактовки. Но, возможно, оно составлено из названий племен уаров и хионитов, этническое происхождение которых и географическая прародина опять же являются предметом споров. На страницах исторических хроник эти протоавары появляются около 555 года. На тот момент они вели кочевой образ жизни в степях северного Казахстана.
Однако вархониты вступили в конфликт с тюрками, строившими тогда огромную кочевую империю, простершуюся от Монголии до Северного Кавказа. Под натиском превосходивших их в числе тюрок первые авары переправились через Волгу и направились в западном направлении. Человеком, впервые выведшим длинноволосых всадников (у аварских мужчин был обычай отращивать волосы и заплетать их в косы) на широкую историческую арену, стал правитель по имени Баян.
Стремена Баяна
Баян велел именовать себя каганом — это был высший титул у евразийских кочевников того времени. Он высказал претензии на главенство над кочевыми народами западной части Великой степи (обширный степной регион, расположенный по центру Евразии и простирающийся от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана). Но столь дерзкие притязания разъярили кагана тюрок Силзивула, считавшего аваров своими данниками.
Если верить византийскому историку Менандру Протектору, Силзивул пригрозил: «Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть им мечей тюркских; они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины; они блуждают на поверхности земли».
На тот момент тюрки были гораздо сильнее аваров, и Баян повел свой народ прочь от них, в сторону Дуная, по пути покоряя и присоединяя к себе племена, кочевавшие в степях Причерноморья. Ядром аварской армии являлась тяжелая кавалерия, вооруженная копьями и мечами. От вражеских ударов конников защищали железные доспехи.
Кавалерия обычно наносила удар после того, как неприятельские боевые порядки подвергались «обработке» аварскими легкими конными лучниками, обрушивавшими на противника тучи стрел и быстро уходившими от ответных ударов. К тому же авары первыми принесли в Европу технологическую новинку, давшую их конникам серьезное преимущество, — стремена.
Каган аваров написал императору Византии Юстиниану, по примеру вождей предшествовавших варварских волн попросив позволения поселиться в пределах империи. Юстиниан, в свою очередь, предложил аварам за деньги защищать границы империи, но на ее территорию не вступать.
Баяна такое предложение не устроило, и он попытался проложить себе путь силой. Авары хотели пробиться к богатым цивилизованным областям, которые было бы так сладко грабить. Однако византийское войско не позволило аварам пересечь Дунай и проникнуть на земли современных Румынии и Болгарии.
Кочевники откатились назад в приднестровские степи и обрушились на проживавшие там славянские племена антов, склавинов и дулебов. Антов авары покорили относительно быстро — сначала убили антских вождей, прибывших на переговоры, а потом захватили и разграбили их селения, обложили уцелевших антов данью.
Но повторить это со склавинами не удалось. Глава склавинов Добрат приказал убить аварских послов, явившихся требовать покорности, и Баян пока оставил дерзких в покое. Обогнув с севера Карпатские горы, аварская орда вступила на земли Австразии — государства, образовавшегося после распада единого Франкского королевства, находившегося под управлением династии Меровингов.
Повелитель Австразии Сигиберт I выступил навстречу аварам. Завязалась война, в ходе которой франки сначала сумели разгромить захватчиков. Но в решающей битве Сигиберт в 566 году потерпел сокрушительное поражение и попал в плен.
Империя на краю гибели
К Баяну обратился правитель германского народа лангобардов Альбоин и предложил организовать совместный поход на королевство гепидов (тоже германцев), находившееся между Карпатами и берегом Дуная. Посредником на переговорах Баяна и Альбоина выступил Сигиберт, все еще находившийся в плену у аваров.
Стороны заключили союзный договор и обрушились в 567 году на гепидов: лангобарды с запада и авары с востока. Византийцы, считавшиеся союзниками гепидов, на помощь им не пришли. Королевство гепидов пало, а его территории достались аварам. Далее кочевники нанесли поражение уже самим византийцам, разгромив войско императора Тиберия II и обязав его платить ежегодную дань.
А вскоре уже сам Тиберий обратился к аварам за помощью — он просил их выступить против склавинов, терзавших своими набегами северное приграничье империи. Баян, давно мечтавший отомстить склавинам за убитых аварских послов, с радостью согласился.
Склавины, устрашенные силой аваров, сначала согласились подчиниться им, но в 580 году убили аварских сборщиков дани и устроили самый мощный и глубокий набег на Византийскую империю — дойдя аж до Пелопоннеса, разграбив Афины и Коринф.
А авары тем временем, воспользовавшись бедственным положением Византии, захватили имперскую крепость Сирмий. В дальнейшем империи пришлось в течение многих лет воевать и с аварами, и со склавинами, опустошавшими ее северные земли.
Новый император Маврикий долго не мог ничего противопоставить своим северным врагам, ибо вел тяжелую войну на востоке с Персией. Лишь заключив с ней в 591 году мирный договор, он сумел перебросить армию на Балканы и нанести кочевникам несколько чувствительных поражений — но в 602-м сам Маврикий столкнулся с внутренним мятежом и был убит бунтовщиками. В том же году умер и престарелый уже Баян.
Следующему императору по имени Фока пришлось покупать мир с аварами, чтобы ценой ежегодной дани в 140 тысяч солидов обратиться на персов, снова объявивших войну Византии.
Фоку в 608-м сверг наместник Африки Ираклий. Он получил очень тяжелое наследие — с востока напирали персы (Ираклий даже подумывал перенести столицу в Карфаген), а севера опять выступили авары, взявшие в осаду город Фессалоники. Но Ираклий сумел купить у нового кагана мир, увеличив объем ежегодной дани сначала до 180 тысяч, а потом и до 200 тысяч солидов.
Однако через несколько лет кочевники вероломно разорвали мирный договор. Воспользовавшись тем, что Ираклий летом 626 года находился на персидской границе, готовясь к отражению очередного нашествия, авары нанесли ему удар в спину — осадили Константинополь.
Как выяснилось позже, персидский царь Хосров II заключил союзный договор с каганом аваров. 29 июля к стенам Константинополя подступило 80-тысячное аварское войско. Восточная Римская империя оказалась на краю гибели. Но горожане отвергли требование кагана о капитуляции. Осада великого города затянулась на десять дней.
Ромеи (так себя называли византийцы) показали чудеса мужества и воинского умения — кагану не помогли ни стянутые к стенам Константинополя осадные орудия, ни приблизившийся к городу с моря на лодках-однодревках отряд подчиненных аварам славян. Все атаки были отбиты, а нападавшие понесли большие потери. Подошедший на помощь аварам персидский флот был уничтожен ромеями при попытке переправиться через Босфор.
Руководивший осадой каган (имя его до нас не дошло) в бессильной ярости велел перебить всех славян, сумевших после боя с ромеями живыми выбраться на берег, и приказал отступить. А в 627 году упорный Ираклий наголову разгромил в Месопотамии персидское войско и с триумфом вернулся в Константинополь. Он намеревался расквитаться с аварами за разорванный мирный договор, но тех спас неожиданный «союзник».
В 629 году на Византию, изнуренную войной и вспышками бубонной чумы, напал новый враг: явившиеся из Аравии арабы-мусульмане. Все силы империи были отвечены на борьбу с ними, а авары получили передышку. Тем не менее, неудачная осада Константинополя ознаменовала начало двухвекового упадка Аварского каганата, погрузившегося во внутренние усобицы.
Ни племени, ни потомства
Хан Альцек, возглавлявший племя тюрок-протоболгар, входивших в аварскую конфедерацию, пытался захватить трон кагана. Когда это ему не удалось, он со своим народом попросту отделился от каганата. В дальнейшем протоболгары сумели вытеснить аваров из северного Причерноморья и нижнего Дуная, создав там около 632 года государство Великая Болгария.
Порабощенные каганатом народы также начали восставать. В 623 году князь Само сумел объединить несколько славянских народов и поднять мятеж против аваров, которых славяне называли обрами.
Само, выбранный славянами военным вождем, нанес аварам поражение и встал во главе основанного им государства. Правда, уже после смерти князя это государство в 658 году развалилось под напором аваров.
Ослабленный каганат просуществовал еще более века — окончательный предел его существованию положил Карл Великий.
Будущий император франков вступил в войну с аварами в 791 году, когда кочевники, объединившись с герцогом Баварии Тассилоном III, предприняли грабительский набег на земли франков. Карл Великий разгромил грабителей и начал ответный поход на аваров.
В конце концов, франки под началом сына Карла Пипина и в союзе со славянским князем Войномиром в 796 году захватили резиденцию кагана у слияния Дуная и Тисы (на месте современного города Тимишоара). Захваченных там сокровищ хватило, чтобы нагрузить шестнадцать огромных телег — впоследствии они составили финансовый «фундамент» империи Карла Великого.
А уцелевшие после проигрыша войны авары вновь погрузились в усобицы и вскоре (уже к 830-м гг.) исчезли из исторических хроник. Их земли разделили соседние государства, а сами они растворились в среде окрестных народов. Больше всего аварской крови течет в жилах современных венгров.
А вот проживающие в Дагестане аварцы, скорее всего, никакого отношения к средневековым аварам не имеют. Итог трехсотлетнему существованию этого народа подвел Нестор-летописец: «Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, — их же нет ни племени, ни потомства».
ФОТО: SHUTTERSTOCK / FOTODOM; VIKIÇIZER; MAN VYI; NATIONALMUSEUM / NÜRNBERG; WOLFGANG SAUBER; MORAVIA MAGNA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2023