Творчество художников-передвижников — членов основанного в 1863 году Товарищества передвижных художественных выставок — оказало огромное влияние на отечественное искусство второй половины XIX — начала XX века. В наши дни выставки работ передвижников становятся настоящим событием в культурной жизни, привлекая множество посетителей. «Вокруг света» не раз в деталях разбирал знаменитые работы передвижников — в этом материале мы собрали 12 таких рассказов об известных картинах Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Архипа Куинджи, Николая Богданова-Бельского, Василия Перова и Валентина Серова.
Илья Репин
«Не ждали»
Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно.
«Бурлаки на Волге»
Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.
«Запорожцы»
«Ти шайтан турецкий, проклятого чорта брат и товарищ и самого люциперя секретарь…» А дальше все нецензурнее и нецензурнее… Этот «шедевр» военно-полевой дипломатии запорожских казаков прочли как-то вечером в 1878 году в усадьбе мецената Саввы Мамонтова под дружный хохот хозяев и гостей. Смеялся и Илья Репин. Художник слышал послание не впервые; как сообщал он в одном из писем, «в Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа». В 1878 году закончилась Русско-турецкая война, разгоревшаяся из-за притеснений в Османской империи славянских народов. На фоне воодушевления победой сюжет о лихой отповеди султану вдохновил Репина на масштабное полотно.
Василий Суриков
«Боярыня Морозова»
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям.
«Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал», — вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины.
«Взятие снежного городка»
Жена Василия Сурикова скончалась в возрасте 30 лет из-за врожденного порока сердца. Художник никак не мог оправиться от горя, потерял всякий интерес к жизни, с трудом работал. На следующий год родные уговорили живописца перебраться с детьми из Москвы в Красноярск, к матери. Там младший брат Александр подал ему идею для картины: штурм снежной крепости.
Виктор Васнецов
«Аленушка»
Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня „Аленушка“, как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.
«Богатыри»
Первый эскиз картины был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.
«Три царевны подземного царства»
Счастье для художника — вовремя найти щедрого и понимающего мецената. Виктор Васнецов, обосновавшись в 1878 году в Москве, следующей зимой познакомился там с богатым промышленником и железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым. Он заказал художнику сразу три полотна.
Василий Перов
«Охотники на привале»
Глядя на знаменитую картину Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на ней изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из устроившихся на привал персонажей. Дело в том, что «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.
Николай Богданов-Бельский
«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского»
Богданову-Бельскому позировали для портретов Николай II и вдовствующая императрица, но куда больше художнику нравилось писать крестьянских детей из села Татево. В местной школе даже стояла «Николая Петровича парта», за которой живописец, когда приезжал, делал наброски с учеников. Татевская школа была особенно дорога Богданову-Бельскому: без нее и преподававшего там профессора Сергея Рачинского он не стал бы художником.
Архип Куинджи
«Лунная ночь на Днепре»
«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков. Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику. Куинджи подогревал интерес к этой работе заранее, пуская отдельных зрителей к себе в мастерскую по воскресеньям, чтобы к открытию экспозиции они разнесли слух о поразительной картине.
Валентин Серов
«Девочка с персиками»
Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.