Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Погружение в искусство: 12 картин художников-передвижников, которые вы много раз видели, но редко к ним присматривались

Рассказываем, как они создавались, и обращаем внимание на важные детали

4 февраля 20252

Творчество художников-передвижников — членов основанного в 1863 году Товарищества передвижных художественных выставок — оказало огромное влияние на отечественное искусство второй половины XIX — начала XX века. В наши дни выставки работ передвижников становятся настоящим событием в культурной жизни, привлекая множество посетителей. «Вокруг света» не раз в деталях разбирал знаменитые работы передвижников — в этом материале мы собрали 12 таких рассказов об известных картинах Ильи Репина, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Архипа Куинджи, Николая Богданова-Бельского, Василия Перова и Валентина Серова.

Источник: Danita Delimont via Legion Media
Источник:

Danita Delimont via Legion Media

Илья Репин

«Не ждали»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно.

Читать далее…

«Бурлаки на Волге»

Источник: incamerastock / Alamy via Legion Media
Источник:
incamerastock / Alamy via Legion Media

Когда Достоевский увидел эту знакомую нам с детства картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

Читать далее…

«Запорожцы»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

«Ти шайтан турецкий, проклятого чорта брат и товарищ и самого люциперя секретарь…» А дальше все нецензурнее и нецензурнее… Этот «шедевр» военно-полевой дипломатии запорожских казаков прочли как-то вечером в 1878 году в усадьбе мецената Саввы Мамонтова под дружный хохот хозяев и гостей. Смеялся и Илья Репин. Художник слышал послание не впервые; как сообщал он в одном из писем, «в Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа». В 1878 году закончилась Русско-турецкая война, разгоревшаяся из-за притеснений в Османской империи славянских народов. На фоне воодушевления победой сюжет о лихой отповеди султану вдохновил Репина на масштабное полотно.

Читать далее…

Василий Суриков

«Боярыня Морозова»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям.

«Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом „Боярыню Морозову“ написал», — вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины.

Читать далее…

«Взятие снежного городка»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Жена Василия Сурикова скончалась в возрасте 30 лет из-за врожденного порока сердца. Художник никак не мог оправиться от горя, потерял всякий интерес к жизни, с трудом работал. На следующий год родные уговорили живописца перебраться с детьми из Москвы в Красноярск, к матери. Там младший брат Александр подал ему идею для картины: штурм снежной крепости.

Читать далее…

Виктор Васнецов

«Аленушка»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Героиня картины Васнецова не была задумана как сказочный персонаж. «Не помню точно, когда впервые зародилась у меня „Аленушка“, как будто она давно жила в моей голове», — вспоминал художник. Летом 1880 года он, привлеченный творческой атмосферой, царившей в имении меценатов Мамонтовых в подмосковном Абрамцеве, приехал на отдых в соседнюю деревню Ахтырку и увидел в тех местах настоящую, живую «Аленушку», трогательный типаж русской девушки. То была обычная юная крестьянка, чем-то расстроенная. Воодушевленный Васнецов уговорил ее позировать для набросков к картине.

Читать далее…

«Богатыри»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Первый эскиз картины был сделан карандашом в 1871 году. В 1876-м Васнецов написал набросок «Богатырей» маслом и хотел подарить его другу-художнику Василию Поленову. Тот заявил, что примет презент не раньше, чем будет создана большая картина, и этим, возможно, спас «Богатырей» от судьбы многих набросков.

Читать далее…

«Три царевны подземного царства»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Счастье для художника — вовремя найти щедрого и понимающего мецената. Виктор Васнецов, обосновавшись в 1878 году в Москве, следующей зимой познакомился там с богатым промышленником и железнодорожным магнатом Саввой Мамонтовым. Он заказал художнику сразу три полотна.

Читать далее…

Василий Перов

«Охотники на привале»

Источник: Artefact / Alamy via Legion-media
Источник:
Artefact / Alamy via Legion-media

Глядя на знаменитую картину Василия Перова, современный зритель вряд ли замечает, что на ней изображена такая же ерунда, как и в охотничьих байках, которые «травит» один из устроившихся на привал персонажей. Дело в том, что «Охотников на привале» Перов создавал как картину-анекдот, чтобы понимающий зритель смеялся над ней не меньше, чем над совсем уж завиральными охотничьими историями.

Читать далее…

Николай Богданов-Бельский

«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Богданову-Бельскому позировали для портретов Николай II и вдовствующая императрица, но куда больше художнику нравилось писать крестьянских детей из села Татево. В местной школе даже стояла «Николая Петровича парта», за которой живописец, когда приезжал, делал наброски с учеников. Татевская школа была особенно дорога Богданову-Бельскому: без нее и преподававшего там профессора Сергея Рачинского он не стал бы художником.

Читать далее…

Архип Куинджи

«Лунная ночь на Днепре»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков. Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику. Куинджи подогревал интерес к этой работе заранее, пуская отдельных зрителей к себе в мастерскую по воскресеньям, чтобы к открытию экспозиции они разнесли слух о поразительной картине.

Читать далее…

Валентин Серов

«Девочка с персиками»

Источник: Wikimedia Commons
Источник:

Wikimedia Commons

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

Читать далее…

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения