Задача популярного блогера, специализирующегося на определенной тематике, зачастую состоит в том, чтобы увлекательно рассказать о вещах, в которых его аудитория не слишком разбирается. Влюбленный в небо и самолеты
«Я называю себя „взлетоголиком“»
Откуда у вас такая любовь к самолетам?
— В 1991 году, когда мне было 8 лет, мы с родителями поехали в Сочи на поезде, а обратно полетели на самолете. Я, маленький ребенок, увидел гигантский Ил-86 с четырьмя двигателями и просто обомлел… Я не знал, что вообще такое может быть. Я поднялся по трапу, сел в кресло у иллюминатора, и самолет начал разбег. Невероятная мощь двигателей подняла меня в небо! Именно в этот момент я ощутил восторг и счастье. С этого и началась моя любовь к самолетам. Сейчас везде в соцсетях я называю себя «взлетоголиком».
Плюс я всегда любил небо: на даче любил рассматривать облака, лежа на траве, а когда слышал звук самолета в небе, испытывал невероятное счастье.
Расскажите, что такое авиаблогинг.
— Авиаблогинг — это всё, что вокруг авиации, именно из этого он и состоит. Я рассказываю об авиационных предприятиях, авиакомпаниях, брендах, аэропортах, рейсах, обслуживании самолетов, а также о личностях: пилотах, инженерах и других сотрудниках. Я освещаю все этапы, описываю, что происходит, начиная с аэропорта, авиакомпании, заканчивая наземным обслуживанием, бизнес-залами, рассказами о городах, в которые прилетаю. В общем, речь обо всем, что можно себе представить, глядя на самолет.
Почему вы стали именно авиаблогером, а не пилотом, например?
— Я прошел определенный путь: отучился на юриста, преподавал, диссертацию писал, потом по юридической части работал, по производственной, а к пониманию, что самолеты — моя любовь, пришел окончательно только в 31 год. Я, может быть, немного упустил время, но не расстраиваюсь, потому что сейчас я наблюдаю за очень романтичной стороной авиации: за работой пилотов, бортпроводников — посещаю разные аэропорты, города, постоянно испытываю разные эмоции. Да, я не стал пилотом, хотя могу пилотировать авиатренажеры, но роль наблюдателя за этим миром, вовлеченность в него и передача впечатлений аудитории меня устраивают.
Ваша деятельность началась со споттинга. Что такое споттинг? Расскажите про ваш первый споттинг и чем он может быть опасен.
— Споттинг — это фотонаблюдение за самолетами в аэропортах или рядом с ними. В одной из соцсетей я прочитал, что люди, оказывается, могут не два раза в год, как я, находясь в отпуске, снимать самолеты, а в любое время. Я купил телеобъектив и выбрал точку у аэропорта Домодедово, ужасную, как оказалось. Взял фотоаппарат и, посмотрев в программу Flightradar, увидел, где будет взлетать самолет. Взлетел Boeing 777-200, и я ощутил такое счастье! Я понял, что в любую погоду, когда мне хорошо, когда плохо, я могу приезжать сюда и смотреть на самолеты. С этой истории и началась для меня эта романтика закатов, рассветов, самолетов. Потом я уже находил точки для споттинга получше. Но тогда это всё было за забором, не на территории аэропорта.
Насчет опасности есть несколько простых правил. Лучше на посадочные огни не залезать, слишком близко к забору не приближаться… А так это хорошее, мирное и не опасное хобби. Есть точки во Внуково, где много машин собирается, когда там посадки — это зрелище. В Шереметьево тоже есть, даже в «Яндекс.картах» отмечено это место для наблюдений. Главное в споттинге, как и во всем остальном, вести себя адекватно.
Как проходили ваши самые необычные споттинги?
— Необычного много чего можно вспомнить. В Якутске я сидел в тягаче, который тянул самолет. В пожарной машине ездил, на крыши аэропортов забирался. Вылезал из окон самолетов, аварийных люков. В разных странах выходил на перрон, например, в Чехии и в Эфиопии.
«В авиации тебе должны доверять»
Вернемся к авиаблогингу. К каким трудностям нужно быть готовым, становясь авиаблогером?
— Это очень долгий процесс, потому что тебе в первую очередь в авиации должны доверять — это самое главное. Надо, чтобы люди видели, что ты позитивный человек по-настоящему, без вранья. Ты должен также разбираться в этой сфере, но не быть суперэкспертом, как техник или пилот. Ты не можешь заменить их, но ты должен разбираться в моделях самолетов, экономах, бизнес-классах, в том, что можешь порекомендовать, в аэропортах. Еще ты должен уметь интересно рассказать об увиденном, так как техническая часть — это обычно скучно. Главная сложность с подачей — сделать материал увлекательным, иначе люди просто не будут тебя смотреть. Конечно, требуются навыки в съемке, обработке и подаче видео.
Естественно, нужна харизма, у тебя должно быть много энергии, физически должен быть развит, должен быть здоров, так как нужно много летать. А еще надо быть готовым к постоянным джетлагам: когда ты прилетаешь в город с большой разницей во времени, тоже не отлеживаешься, носишься, снимаешь. Так что я занимаюсь спортом, много гуляю, стараюсь быть позитивным.
Расскажите про ваш первый опыт сотрудничества с авиакомпанией.
— Я бы сказал, что всё началось с первого официального споттинга, когда я в очередной раз подал заявку (меня не принимали раз шесть) и получил одобрение. Когда мои заявки отклоняли, я внутри себя решил, что никогда в жизни мне не должны отказывать. В итоге, через полгода «подзаборингов», я попал на споттинг в Домодедово. Это был конец зимы, всё прошло великолепно.
Долгое время дело ограничивалось споттингом в аэропортах, а потом меня стали приглашать на разные презентации рейсов. Я общался, рассказывал о себе, интересовался, плюс помогало то, что люди начали подписываться на мои соцсети, оставляли очень много комментариев. Я отвечал и отвечаю на комментарии абсолютно всем — это моя позиция. Какой смысл от блога без этого? Человек мне решил написать, как я могу его оставить без ответа?
Потихоньку авиакомпании начали узнавать меня, сначала «Трансаэро», потом S7 Airlines, потом уже предприятия Airbus и Boeing. Иностранных компаний было большое количество. Я посетил их тренинг-центры, летал в кабинах пилотов этих авиакомпаний, причем они разрешили мне публиковать всё.
Чем зарабатывает авиаблогер?
— Я бы сказал, что у меня работ много. Я занимаюсь пластиковой тарой — это профессия из прошлой жизни, оставшаяся в минимальном размере. Занимаюсь журналистикой — пишу статьи. Плюс моя деятельность, конечно же, связана с многочисленными публикациями в соцсетях, которые приносят дополнительный доход. Сотрудничество с авиакомпаниями тоже что-то дает — это либо бартер, либо договор.
Есть ли в России сообщество авиаблогеров?
— Сообщества как такового нет. Есть друзья в этой сфере, с которыми встречаешься на разных мероприятиях. Изначально в соцсетях я писал на русском и английском языках, и в одной из сетей у меня очень много подписчиков-иностранцев, мы до сих пор общаемся. Но у нас все-таки коммьюнити не развито. Например, в Чехии авиаблогеры проводят встречи два раза в год, вместе ходят на споттинги, покупают какие-то сувениры, устраивают круглые столы… А у нас ребята все друг друга знают, общаются, но в рамках профессиональной деятельности. Впрочем, у споттеров есть свои группы.
«Полет — это маленькая жизнь»
В какие города вам больше всего нравится летать?
— Я очень люблю в Дубай летать, мне нравилось летать в Париж, Франкфурт и в Тулузу — это вообще авиационная Мекка (в Тулузе расположена штаб-квартира концерна Airbus. — Прим. Vokrugsveta.ru). Вообще, каждая страна или аэропорт для меня по-своему любимы. Я люблю в любой российский аэропорт летать, не было такого, чтобы я сказал: «Опять мне лететь в этот аэропорт, боже мой…» Наоборот, региональные аэропорты мне все нравятся.
Я всегда говорю всем, что полет — это маленькая жизнь. Я пытаюсь донести до людей, которые думают «ну вот, мне лететь два с половиной часа, три часа, четыре…», что это время для себя. Время послушать музыку, почитать книжку, посмотреть на великолепное небо, на облака, насладиться чувством, что этот полет для тебя. Очень здорово, что есть возможность посвятить это время себе. Я знаю многих аэрофобов, которым помогли эти мои советы. В общем, полет — это обалденно!
Насколько трудно вам приходится в связи с актуальными событиями?
Поначалу меня всё это расстроило. Я вел книгу, назвал ее для себя «Книга моих путешествий», и понял, с 2013 года я увидел всё, что можно себе представить в авиации. Я этому огромному периоду сказал «спасибо», но теперь я обязан увидеть еще больше интересного.
Сейчас я очень много изучаю Россию и ближнее зарубежье. Вот только что вернулся из Улан-Удэ, скоро буду в Узбекистане. У меня всё расписано по май, а затем и летние месяцы будут расписаны. Я исследую то, что не изучил раньше. Иностранные авиакомпании ушли, но раз так произошло и наступил новый период, я буду открывать для себя что-то неизведанное.
Фото предоставлены героем публикации, если не указано иное