Подмосковная экспедиция Института археологии РАН
На территории Троице-Сергиевой Лавры уже около двадцати лет ведутся спасательные археологические работы. Ученые РАН проводят раскопки перед реконструкцией инженерных сетей и строительством, чтобы успеть исследовать культурные слои и спасти важные артефакты.
За время работ обнаружены десятки тысяч находок, которые помогли восстановить детали исторических для государства событий, в которых участвовала лавра, и узнать о малоизвестных страницах российской истории.
Комплексные исследования ведут в том числе в некрополе обители, который появился еще при жизни основателя монастыря, Сергия Радонежского, в XIV веке.
На этот раз археологи извлекли древнюю белокаменную надгробную плиту с орнаментом и надписью, вырезанной в центре. Текст говорит, что под надгробием «положен инок Филофей лета 7000 августа 20». 7000 год от сотворения мира — это 1492-й от Рождества Христова.
Ученые отмечают, что с начала возникновения некрополя плиты на нем были безымянными, а первые надписи — с крестильным именем умершего и датой смерти — стали появляться только в XV веке. Новая находка как раз является одним из самых ранних таких надгробий с эпитафией. Всего на данный момент их известно четыре, плита Филофея — третья по древности.
«Это одно из древнейших подписных надгробий Руси», — подчеркнула руководитель Подмосковной экспедиции ИА РАН
Что означает орнамент на этой надгробной плите
До первых эпитафий на прямоугольных плитах вырезали символы, связанные с крестом, телом человека и небом. Орнамент постепенно трансформировался в то, что мы можем видеть на плите инока Филофея: две полукруглые дуги в середине обозначают грудную клетку человека, круг-розетка над ними — голову, еще один круг там, откуда расходятся символические «ребра» символизирует живот с узлом пояса или пряжкой ремня. Края плиты оформлены рамкой из двух рядов мелких треугольников. В центре надгробия — сама надпись.
По мнению специалистов, эпитафии на надгробия стали появляться в связи с новой на Руси поминальной практикой, по которой усопшего поминали вечно и, возможно, служили особую требу над местом упокоения. А надгробие сохраняло имя того, о ком нужно молиться.
Такие эпитафии, вероятно, сначала стали делать на надгробиях знатных состоятельных людей, которые принимали постриг незадолго до смерти и жертвовали монастырям крупные деньги на вечное поминовение самих себя. На эти средства обители могли строить новые здания, приобретать необходимую богослужебную утварь, иконы, расширять хозяйство.
Две плиты с надписями, найденные раннее, как раз принадлежали таким людям:
представителю древнего рода Мисаилу Плещееву (умер между 1467-м и 1474 годом);
видному политическому деятелю времен Ивана III дьяку Василию Беде, он же Вассиан (умер в 1480-м).
Ученым еще предстоит выяснить, кем был инок Филофей с недавно найденного надгробия — возможно, тоже представителем знати, принявшим постриг, а может, простым человеком, посвятившим жизнь Богу.