Когда человек отделился от общего с обезьянами предка, в дело вступили «хакеры» генов. Так ученые назвали переключатели, которые постепенно провели тонкую настройку всех систем нашего организма, включая иммунитет и пищеварение. Благодаря этому мы стали современными людьми. К таким выводам
Все, что делает наш вид уникальным по сравнению с другими приматами, появилось у нас отнюдь не сразу — на это ушло 7,5 миллиона лет. Это отрезок времени между тем, как человек и шимпанзе пошли в разные стороны от общего предка, и появлением неандертальцев.
Команда ученых сравнила последовательности геномов у человека и других его дальних родственников. В частности, палеогенетики выяснили, на что была похожа ДНК неандертальцев и денисовцев. Для этого использовали базы данных, созданные на основе работ нобелевского лауреата 2022 года Сванте Паабо, который расшифровал геномы вымерших представителей нашего рода.
Авторы обнаружили последовательности ДНК, которые они назвали HAQERS (human ancestor quickly evolved regions — быстро эволюционировавшие области человеческих предков).
Эти «хакеры» регулируют гены, сообщая им, когда включаться и выключаться в зависимости от меняющихся условий. Таким образом все системы организма человека получили возможность точнейшей настройки и контроля развития.
«Эти изменения заставляют гены включаться только в определенных типах клеток в определенные периоды развития», — пояснил Крейг Лоу.
Многие из этих изменений касались развития мозга и ЖКТ. В результате наш мозг больше, чем у других приматов, а кишечник короче. При этом, отмечают авторы, не было ни одной мутации кишечника или мозга, но было много небольших и точных настроек в течение времени.
Исследование показало также, что «хакеры» вместе с преимуществами дали людям и склонности к определенным заболеваниям. Некоторые различия в переключателях генов связаны с гипертонией, нейробластомой, биполярной депрессией и шизофренией. Механизмы действия этих последовательностей ученым еще предстоит исследовать.