Молекулярные биологи из Университета Вайоминга нашли способ сохранять жизненно-важные препараты в любых условиях с помощью белка самых живучих существ на планете — тихоходок. Их работа опубликована в
Исследователи смогли стабилизировать фактор свертывания крови VIII, который применяется для лечения гемофилии и обильных кровотечений, в том числе при ранениях на поле боя. Ранее этот препарат невозможно было использовать в экстремальных условиях, но теперь его возможно хранить при помощи вещества, взятого у тихоходок.
Тихоходки — микроскопические беспозвоночные животные, которые обитают в воде или влажных почвах, самые «гигантские» достигают лишь 1-1,5 миллиметров. Однако они вызывают огромный интерес у исследователей по всему миру, так как способны выживать в смертельных для большинства организмов условиях.
Тихоходок многократно проверяли на прочность — замораживали и нагревали при экстремальных температурах, оставляли без кислорода, подвергали космическому излучению и вакууму, высушивали.
Ранее портал «Вокруг света» рассказывал, что японские ученые раскрыли механизм, с помощью которого тихоходки переносят полное обезвоживание: у них нашли белки CAHS, которые образуют специальный гель, чтобы поддерживать стенки клеток при высыхании и не давать им разрушаться.
В новом исследовании их коллеги из Вайоминга нашли способ применить данный механизм на пользу человеку. Фармацевтический препарат фактор VIII критически важен при сильных кровотечениях и связанных с ними генетических заболеваниях. Но хранить его можно только при строгом соблюдении температурного режима: от 2 до 8 градусов Цельсия.
Поэтому зачастую он просто недоступен там, где особенно нужен — в экстремальных условиях без возможности охлаждения: при стихийных бедствиях, на поле боя, в космическом полете, в слаборазвитых регионах — везде, где ограничен доступ к холодильникам и электроэнергии для их работы.
Команда показала, что для такого использования подходит как природный, взятый у тихоходок и очищенный белок CAHS D, так и его инженерная (искусственно синтезированная) версия. При соединении с ними препарат может пережить повторную дегидратацию, экстремальную жару и длительное хранение в сухом виде.
Авторы предполагают, что такой же механизм можно будет использовать для других биологических препаратов, как вакцины, антитела, стволовые клетки, кровь и продукты крови.